Особенности летного труда

“Памятка летному составу о мерах повышения работоспособности” МО СССР – 1963 г.

Летчик в полете выполняет работу не в обычных условиях, к которым приспособлен человеческий организм. Он подвергается неблагоприятным воздействиям ряда факторов внешней среды и самого полета. Важнейшими из них являются:

  • уменьшение кислорода во вдыхаемом воздухе;
  • перепады барометрического давления;
  • возникающие в полете ускорения и связанные с ним перегрузки.

Разрежение воздуха с подьемом на высоту ведет к падению парциального давления во вдыхаемом воздухе и к недостаточному поступлению его в кровь. Недостаток кислорода в крови отрицательно влияет на самочувствие и поведение человека и на высоте более 4000 м

Может привести к развитию кислородного голодания (высотная болезнь). Первые признаки кислородного голодания проявляются в учащении пульса и дыхания. Появляется вялость, сонливость, а иногда – эйфория, выражающаяся в приподнятости настроения и снижении критики своих действий. Ухудшается работоспособность, четкость и соразмерность движений.

При грубой степени кислородного голодания может наступить обморочное состояние.

Устойчивость человека к недостатку кислорода зависит от его физического состояния и тренированности, особенно сердечно-сосудистой и центральной нервной систем.

У некоторых летчиков на высотах более 8000 м вследствие падения атмосферного давления могут развиться явления аэроэмболизма (высотные боли). Это болезненное состояние вызывается тем, что азот, растворенный в жидких средах тканей, на этих высотах начинает выделяться в виде пузырьков газа. Последние закупоривают мелкие кровеносные сосуды, нарушают питание кровью соответствующих участков тела или механически раздражают нервные окончания. В результате этого могут появиться зуд кожи. Незначительные боли в суставах, мышцах, груди. В более тяжелых случаях боли резко усиливаются, возможно появление судорог, параличей, приступов неудержимого кашля и даже потеря сознания.

В этом случае наблюдается также вздутие отдельных участков тела, незащищенных высотно-компенсирующим костюмом и гермошлемом, вследствие выделения из жидких сред организма в ткани паров воды. Вскипание жидкости – это физический процесс, происходящий вследствие низкого атмосферного давления на больших высотах и относительно высокой температуры человеческого тела. Так, на высоте 20000 м атмосферное давление равно всего лишь 41,3 мм рт. ст., при таком давлении вода начинает закипать при температуре около 36 градусов С.

При внезапной разгерметизации кабины самолета (взрывная декомпрессия) могут возникнуть тяжелые болезненные расстройства в виде тканевой эмфиземы, высотного метеоризма и травматического повреждения легких.

Высотный метеоризм вызывает расширение газов в полостных органах (желудочно-кишечный тракт, легкие, прадаточные пазухи носа и др.) и может проявляться при разгерметизации кабины даже на сравнительно небольших высотах. Наиболее выраженными явления метеоризма бывают при взрывной декомпрессии на больших высотах, так как на этих высотах обьем газов быстро увеличивается также за счет выделяющихся водяных паров. Появляются боли и чувство распирания в животе, груди, в области лба, скуловых дуг и ушах, затрудняется дыхание и кровообращение.

Повреждение легких носит характер ушиба их о внутреннюю поверхность гркдной клетки или разрыв легочной ткани, сопровождающихся легочными кровотечением.

Основным средством, предупреждающим наступление декомпрессионных расстройств на высоте, является пользование высотным специальным снаряжением, а также немедленное снижение до высот менее 8000 м.

Резкое изменение скорости по величине и направлению (ускорению) создают в полете перегрузки. Действие перегрузок на организм зависит от величины, времени действия и направления перегрузок, а также от места приложения к телу сил, вызывающих перегрузки.

Под действием перегрузок тело утяжеляется и выполнение необходимых действий сопровождается большими физическими усилиями.

Большие перегрузки влияют главным образом на работу сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. При пилотировании самолета, как правило, возникают положительные перегрузки, действие которрых направлено от головы к ногам.

В результате перемещения крови, особенно по вертикальной оси тела, изменяется гидростатическое давление в сосудах. В этих условиях сердцу приходится проделывать большую работу, преодолевая большую работу, преодолевая увеличенное гидростатическое давление, для того, чтобы обеспечить кровоток.

Отток крови от головы к ногам особенно нарушает кровоснабжение головного мозга и органов зрения, что может вызвать зрительные расстройства, а затем помрачение и потерю сознания. Эти нарушения возможны при ускорении в 4,5 – 5 g, действующем в течение 3 – 4 сек.

При одной и той же величине ускорения, действующего на органихм, после потемнения в глазах уже через 2 сек возможна полная утрата зрения, а еще через 2 сек – потеря сознания.

Организм человека способен через центральную нервную систему препятствовать механическому перераспределению крови. Это достигается рефлекторным сокращением сосудов брюшной полости и нижних конечностей, а также напряжением мышц тела, особенно живота и ног.

Летчик с хорошо развитой мускулатурой и тренированной сердечно-сосудистой системой может легко переносить значительные ускорения.

Хорошо переносимое ускорение – это такое ускорение, которое не вызывает никаких субьективных расстройств или вызывает только скоропроходящие нарушения.

Появления потемнения в глазах при действии ускорений от головы к ногам (вывод из пикирования, виражи) или ощущения “покраснения поля зрения” при действии их в обратном направлении должно являться для летчика сигналом достижения предела своей физиологической выносливости (переносимости).

Превышение переносимости ускорений достигается применением специальных противоперегрузочных устройств (костюмов ППК-1, ППК-2, и ВКК), которые механически препятствуют скоплению крови в периферических сосудах и увеличивают сократительную возможность мышц.

Ускорения вызывают раздражение вестибулярного аппарата и нервных окончаний, заложенных в мышцах и сухожилиях. Возникающие при этом равнодействующие часто не совпадают с направлением силы тяжести, что приводит к возникновению у летчика неправильного представления о пространственном положении самолета. Появляются иллюзии, которые, как правило, возникают при отсутствии зрительного контроля за положением самолета в воздухе по естественному горизонту и земным ориентирам, а также при отвлечении внимания от приборов при полетах в сложных метеорологических условиях и ночью.

Иллюзии чаще всего возникают у летного состава, впервые приступившего к полетам в сложных метеоусловиях, при недостаточном опыте в полетах и после длительного перерыва.

При возникновении иллюзий волевым усилием нужно внушить себе, что только приборы показывают правильное положение самолета в пространстве и только по приборам необходимо выполнять полет.

Основным средством предупреждения иллюзорных ощущений являются регулярные тренировки на тренажной аппаратуре в “полетах” по приборам. При этом вырабатываются навыки правильного распределения и переключения внимания, умение быстро определять пространственное положение самолета по показаниям приборов.

Возникшие в полете иллюзии можно устранить: нерезким изменением положения тела и головы, кратковременным мышечным напряжением, нанесением болевых раздражений (прикусывание губы, щипки) и другими отвлекающими действиями, которые могут подавить поток ложных импульсов от вестибулярного и мышечно-суставного аппарата.

Возникновению иллюзий способствуют утомление, болезненное состояние, употребление алкоголя, неумеренное курение, нарушение режима предполетного отдыха и питания, повышенная возбудимость вестибулярного аппарата.

Полеты ночью, особенно в сложных метеоусловиях, предьявляют, кроме того, повышенные требования к органам зрения.

В условиях слабой освещенности резко понижается острота зрения, ухудшается способность различать цвета слабо освещенных обьектов, оценивать расстояние.

Зрительная ориентировка и различение отдельных предметов становятся возможными лишь после некоторого привыкания (адаптации) к данной степени освещенности, на что требуется от 15 до 20 мин. Поэтому для сохранения способности хорошо видеть ночью, летчик, находясь в помещении или на аэродроме между вылетами, должен оберегать глаза от воздействия ярких источников света.

Сохранению и повышению ночного зрения способствует правильная организация светового режима в служебных помещениях, на аэродроме и в кабине самолета.

Наилучшим является освещение помещений красным светом, что способствует сокращению времени адаптации к освещенности ночи и не вызывает утомления.

Значительно снижает ночное зрение пребывание летчика перед вылетом на ярком свету, переутомление, недомогание, физическая усталость, употребление алкоголя и курение, переполнение желудка, кишечного и мочевого пузыря.

Кроме перечисленных выше факторов, определяющих условия летного труда, на организм летчика в полете неблагоприятно воздействуют высокие и низкие температуры и затруднение терморегуляции и движений при использовании высотно-компенсирующим снаряжением.

При разгерметизации кабины на высотах более 12000 м. Летчик вынужден дышать некоторое время кислородом, подаваемым под повышенным давлением. Это ставит организм летчика в необычные условия. Механизм дыхания изменяется: вдох становится пассивным, а выдох – затруднительным, требующим большого мышечного напряжения. Дыхание в таких условиях сопряжено с большой нагрузкой на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.

Достижения авиационной техники в конструкции герметических кабин, создании кислородно-дыхательной аппаратуры и противоперегрузочных устройств дают возможность летному составу при хорошей подготовке эксплуатировать современные самолеты без ущерба для здоровья. Возникающие в организме летчика в полете функциональные сдвиги являются, как правило, временными, нестойкими и не приводят к развитию болезненного состояния – “износу летчика”.

Устранению неблагоприятного влияния отдельных факторов полета и сохранению здоровья летного состава способствуют:

  • умение правильно пользоваться кислородно-дыхательной аппаратурой и высотно-компенсирующими устройствами;
  • соблюдение летным составом режима предполетного и летного дня;
  • закаливание организма и укрепление физической выносливости;
  • своевременное проведение лечебно-профилактических мероприятий;
  • профилактика утомления и переутомления.

Литература:
“Памятка летному составу о мерах повышения работоспособности” Управление главнокомандующего войск ПВО страны. Издательство МО СССР – 1963 г.




Неофициальный сайт выпускников АВВАКУЛ
© 2004-