Императорский Воздушный флот России

(Люди, самолеты и все что с ними связано, история авиации)

Модератор: Вячеслав Заднипранец

Аватара пользователя
Admiral89
Сообщения: 366
Зарегистрирован: 13.01.2013 15:08
Год выпуска: 1989
Откуда: Приморский край
Благодарил (а): 3621 раз
Поблагодарили: 235 раз
Контактная информация:

Re: Императорский Воздушный флот России

Сообщение Admiral89 » 25.12.2013 11:20

Какой должна стать военная авиация? Часть 1.
http://sontucio.livejournal.com/870514.html

Московская авиационная неделя открылась в конце мая 1911 года, спустя неделю после Петербургской. С некоторой долей условности можно считать, что в Москве зародилась практически вся русская военная авиация.
Как писали в отчетах, с точки зрения военных применений авиации «Московская неделя авиации дала много весьма интересных результатов...»

В первый день, помимо традиционных спортивных состязаний на высоту и длительность полета, «разыгрывались призы и на метание бомб, вернее апельсинов». Первый приз получил Васильев, второй — Масленников.
Россинский позже вспоминал о «так называемом бомбометании. На земле жидкой известью рисовали силуэт двухтрубного корабля. Я садился в «Блерио» или «Фарман» и поднимался на высоту ста метров, имея на борту бумажный мешок с дробленым мелом. Задача состояла в том, чтобы попасть в силуэт. От удара о землю мешок лопался, вздымался белый столб, имитируя взрыв бомбы. За попадание в трубу ставилась отличная оценка. Однажды мне удалось «отбомбиться» именно по трубе.»

День «второй, 30 мая отличался испытанием, очень интересным с военной точки зрения»: авиаторы должны были с аэродрома лететь через реку Москву и линию Московско-Брестской железной дороги к Поклонной горе, обогнуть ее и приземлиться в определенном пункте между Царской переправой и селом Хорошевым. Здесь они должны были вручить пакет с приказом ожидавшему их офицеру, взять от него донесение в штаб и вернуться на аэродром. Летали Ефимов и Васильев. Первый задание выполнил «блестяще», пролетев около 15 верст с посадкой за 17 мин. 41 сек. Васильев на обратном пути заблудился и в поисках аэродрома потерял много времени. Он получил второй приз.

В программу третьего дня также входило военное испытание. Ефимов летал с офицером на «Фармане» «type militaire»: «Он должен был опуститься в определенном месте аэродрома, в котором офицер должен был слезть с аппарата, зажечь фитиль бутафорской мины и, до взрыва последней, снова подняться в воздух. Первая часть опыта вышла очень удачной, но мина взорвалась все-таки до момента подъема аппарата, т.к. на месте не нашлось во время людей, способных запустить мотор...» Россинский так описывал «спецоперацию», названную «взрыв порохового погреба»: «Во Всехсвятской роще, примыкавшей к Ходынскому полю, укрывались кавалеристы. На самом поле оставляли бумажный пакет, содержащий фунт пороха. К пакету прикрепляли бикфордов шнур. Летчик должен был совершить посадку возле пакета, поджечь бикфордов шнур и успеть взлететь, ускользнув от кавалеристов, которые галопом, с криками и свистом мчались, чтобы захватить пилота.»

1 июня в четвертый день недели вновь состоялись военные состязания — разведка и стрельба из пулемета. Ефимов и Васильев пролетели над определенным районом вне аэродрома и произвели разведку количества войск и выложенных на земле знаков. Ефимов после полета, длившегося всего 4 мин 51,2 с, сообщил точные сведения и получил серебряный кубок от почетного председателя МОВ Великого Князя Михаила Александровича. «Васильев из трех сведений доставил одно неправильное. Вторую военную [задачу] — расстрел из пулемета, очень удачно выполнил авиатор Габер-Влынский на Фармане. Он поднимался для этого с офицером, который в глубине аэродрома произвел из пулемета ряд выстрелов.»

4 июня военным состязанием являлось преследование сферического аэростата Жильбера. Но догнать его, как это требовалось для выполнения задачи, Ефимову и Васильеву не удалось. Шар быстро поднялся вверх и улетел из глаз публики. Тем не менее летчикам вручили полагавшиеся за это состязание призы.

5 июня Россинский удачно взорвал пороховой погреб и получил приз, Васильев выиграл приз за подъем на высоту 502 м и за удачное метание бомб в нарисованный на земле броненосец: сброшенные две бомбы удачно попали в боковую броневую башню. У Масленникова все четыре меловых бомбы упали «внутри борта недалеко от середины». В тот же день призы «за доставку донесения» вновь получили Ефимов и Васильев.

7 июня «был очень удачно разыгран приз погони за аэростатом. На этот раз аэростат медленно поднимался от земли; вокруг него описывали круги аэропланы Ефимова, Васильева, Российского (все 3 Блерио), Масленникова и Габер-Влынского (Фармана). Аэростат, поднявшись на значительную высоту, стал быстро опускаться, и состязание было прекращено.»


Так в начале лета 1911 г. московские зрители смогли своими глазами увидеть зарождение практически всех видов военной авиации — штабной и связной, военнотранспортной (диверсионной), бомбардировочной, морской, возможно, штурмовой и даже истребительной ПВО.
Наибольший интерес здесь безусловно представляет полет Габер-Влынского с офицером 1 июня со стрельбой в воздухе из пулемета, КРДЬ это был первый в России случай применения в воздухе стрелкового оружия!

Этот эпизод впоследствии забыли, и до недавних пор полагали, что в воздухе тогда не стреляли. Позднее его приписали Б.Масленникову, говоря, что он «поднимал в воздух самолет с офицером на борту; тот прихватывал с собой пулемет». С этим трудно согласиться по нескольким причинам.

Во-первых, авиационный конкурс типа «подвезти пулеметчика» в тот момент уже никого не интересовал — мировой рекорд грузоподъемности превысил 500 кг, а еще в начале февраля пилот Лемартин на «Блерио-XIII» поднимал 8—10 пассажиров. Накануне к пороховому погребу «подвозили диверсанта», а днем позже преследовали аэростат, возможно, впоследствии собирались его обстреливать.

Во-вторых, на Ходынке было прекрасно оборудованное стрельбище, и стрелять «в глубине аэродрома» для безопасности зрителей могли только в воздухе. Не исключено, что офицер просто палил «в белый свет как в копеечку», но вероятнее всего, речь шла о стрельбе по наземной мишени аналогично опытам Ю.Латама в Америке, к тому времени известных в России и требовавших повторения.'

Отчеты об авиационной неделе не дают ответов на целый ряд вопросов: какой тип пулемета использовали, высота полета и направление стрельбы, по какой мишени стреляли и каковы результаты? Почему эти эксперименты не имели продолжения и были забыты? Возможно, что опыты оказались малоудачными. Сидеть на «Фармане» привязанным к стойкам (руки заняты пулеметом, у которого нет опоры) и со свешенными ногами стрелять в цель было крайне неудобно. Не исключено, что сделали отрицательный вывод о возможности применения оружия в воздухе и попадании в цель с самолета.

Трудно винить авторов отчетов — известных впоследствии авиаторов А.В.Духовецкого и Н.Д.Анощенко. Московской публике, «выказавшей себя горячей противницей авиации, еще большей, чем петербургская» военные соревнования были неинтересны. Значительную часть отчетов посвятили многочисленным авариям и поломкам де Кампо-Сципио, а также полетам с дамами в подмосковные имения. В итоге сделали «глубокомысленный» вывод «об устарелости авиационных недель и о переходе авиации из сферы спорта в разряд способов передвижения. Как видите, авиация и в России начинает выходить из узких рамок аэродромов.»

Аватара пользователя
Admiral89
Сообщения: 366
Зарегистрирован: 13.01.2013 15:08
Год выпуска: 1989
Откуда: Приморский край
Благодарил (а): 3621 раз
Поблагодарили: 235 раз
Контактная информация:

Сообщение Admiral89 » 29.12.2013 07:14

Список первых пионеров авиации по годам рождения 1880 - 1999 года.
(кратко о их подвигах на стр 2)
Прошу дополнить список родившихся 1880 - 1999.


Корню Поль родился 1881 15 июня - 1944 6 июня
Ефимов Михаил Никифорович родился 1881 13 ноября - 1919 11 августа
Васильев Александр Алексеевич родился 1882 - 1918
Вегенер Александр Николаевич родился 1882 3 июня - 1927 2 сентября
Вуазен Шарль родился 1882 12 июля - 1912 26 сентября
Григорович Д.П. 1883 6 февраль – 1938 26 июля
Камперос Димитриос родился 1883 - 1942
Пуарэ Альфонс Флавиен родился 1883 31 декабря - 1922 14 ноября
Яцук Николай Александрович родился 1884 11 января - 1930 9 апреля
Мур-Брабазон Джон родился 1884 8 февраля - 1964 17 мая
Кульнев. Илья Ильич родился 1885 9 января - 1915 7 мая
Адамидис Христос родился 1885 - 1949
Мутусис Михаил родился 1885 - 1956 16 марта
Пруссис Христофор Францевич родился 1886 - 1916 30 апреля
Коанда Анри родился 1886 7 июня - 1972 25 ноября
Ларош Раймонда де родилась 1886 22 августа - 1919 18 июля
Кузнецова-Новолейник Домникия Иларионовна (1886—1962) — русский авиатор, первая (недипломированная) женщина-пилот
Сципио дель Кампо Михаил родился 1887 26 января - 1984 7 марта
Нестеров Пётр Николаевич родился 1887 27 февраля - 1914 8 сентября
Долгорукова Софья Алексеевна 1887 12 декабря — 1949 12 декабря
Томас Октав Мердок Сопвич родился 1888 18 января английский авиаконструктор.
Хейнкель Э.родился 1888 24 января немецкий авиаконструктор
Нагурский Ян Иосифович родился 1888 8 февраля - 1976 9 июня
Сидорин. И.И. родился 1888 25 февраль ученый-металлург, создатель отечественного дюралюминия
Слюсаренко Владимир Викторович родился 1888 - 1969
Янковский Георгий Викторович[/size][/b] (ежи-Витольд) 1888 - 1943
Дарье Жорж родился 1888 24 сентября - 1979 15 июля
Калинин К.А. родился 1887 24 января - 1938 22 октября - авиаконструктор, один из пионеров советского самолетостроения,
Сико́рский И́горь Ива́нович родился 25 мая 1889,- 26 октября 1972
Пегу Адольф родился 1889 13 июня - 1915 31 августа
Кованько Александр Александрович родился 1889 17 июля - 1926 27 сентября
Аргиропулос Эммануил родился 1889 - 1913
Шаховская Евгения Михайловна (1889-1920) Вторая авиатрисса царской России
Голанчикова (Галанчикова) Любовь Александровна (1889–1961)
Воут Ченс Милтон родился 1890 26 февраля - 1930 25 июля — американский авиаконструктор, пионер авиации.
Рисер-Ларсен Яльмар родился 1890 7 июня - 1965 3 июня — норвежский авиатор и полярный исследователь
Слюсаренко (Зверева) Лидия родился 1890 - 1916
Самсонова Елена Павловна (1890–1958)
Абрамович Всеволод Михайлович родился 1890 11 августа - 1913 24 апреля
Крутень Евграф Николаевич родился 1890 17 декабря - 1917 19 июня
Снегирев М.А. родился 1891 7 февраль - 1933 21 ноября летчик-испытатель.
Морайтинис Аристидис родился 1891 - 1918 22 декабря
Марсель Дассо Родился 1892 18 января , французский авиаконструктор — создатель «Миражей».
Швецов А.Д. родился 1892 24 января, конструктор авиадвигателей
Астахов Ф. А. родился 1892 8 февраль маршал авиации (1944 г.)
Полика́рпов Никола́й Никола́евич 1892 8 июня —1944 30 июля — российский и советский авиаконструктор
Грумман. Л. родился 1895 4 января американский авиаконструктор
Чижевский А.Л.родился 7 февраль 1895.ученый в области космической биологии
Молоков В.С.родился 12 февраль 1895, полярный лётчик
Микулин А. А. родился 1895 14 февраль - конструктор авиационных двигателей,
Федосеенко.П.Ф. родился 1898 3 января воздухоплаватель
Уилсон Морис родился 1898 21 апреля - 1934 1 июня
Болховитинов.В.Ф. родился 1899 4 февраль Советский конструктор и учёный в области самолётостроения
Чижевский В.А., родился 1899 7 февраль авиаконструктор
Чаромский А.Д. родился 1899 15 февраль конструктор-двигателист
Громов М. М. родился 1899 24 февраля выдающийся советский летчик-испытатель
Гроховский, П. И. Родился 1899 18 март конструктор изобретатель и организатор производства парашютной и воздушно-десантной техники,

Аватара пользователя
Георгиади Василий
Сообщения: 4088
Зарегистрирован: 02.10.2006 18:44
Откуда: Балашиха микрорайон Заря
Благодарил (а): 3819 раз
Поблагодарили: 7288 раз
Контактная информация:

Сообщение Георгиади Василий » 05.07.2014 12:53

Что-то я не нашёл ещё одного грека лётчика:

Андреади Дмитрий Георгиевич — русский военный лётчик, один из первых рекордсменов по продолжительности и дальности полётов в России, штабс-капитан.

Биография

Участник русско-японской войны 1904—05 гг., командовал пехотными подразделениями. За отличия в боях награждён тремя орденами. Затем служил в Севастопольской авиашколе, в июле 1911 года сдал экзамены на лётчика, а в августе того же года установил рекорд России по продолжительности полёта на самолёте с пассажиром, пробыв в воздухе 2 часа 35 мин.

В начале 1912 г. на самолёте «Ньюпор» совершил рекордный дальний перелёт по маршруту Севастополь— Херсон— Одесса— Кременчуг— Полтава— Харьков— Москва— С.-Петербург, преодолев с несколькими промежуточными посадками около 3200 км, что для того времени было выдающимся достижением.

Основных результатов добился на серийном «Ньюпоре-4» с двигателем «Гном», известом как моноплан «Дукс». Крейсерская скорость «Ньюпора» составляла не более 90 км/час, а продолжительность непрерывного полёта — около трёх часов.

Знаменитый русский лётчик Пётр Нестеров так вспоминает рассказанную ему очевидцами историю гибели пилота Андреади: «Взлетел, сделал большой крен на малой высоте, не смог его выровнять, зацепил крылом землю и убился…»

Штабс-капитан Дмитрий Георгиевич Андреади был похоронен на Северной стороне, на Михайловском кладбище Севастополя, которого ныне не существует — в 1980-х властями города было пущено под жилую застройку…
Общак 1969 выпуска 2202 2006 4399 0078

Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 14094
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 5630 раз
Поблагодарили: 14879 раз
Контактная информация:

Сообщение Валерий Шатров » 06.07.2014 19:20

Что-то я не нашёл ещё одного грека лётчика:
Палыч и вы с "греком" (Н.И. Саулов - летчик от Бога, мой первый комэск)...
:beer:

Аватара пользователя
Георгиади Василий
Сообщения: 4088
Зарегистрирован: 02.10.2006 18:44
Откуда: Балашиха микрорайон Заря
Благодарил (а): 3819 раз
Поблагодарили: 7288 раз
Контактная информация:

Сообщение Георгиади Василий » 13.10.2014 22:01

Да ты прав,мы с Николаем Ивановичем тоже родились в этих пределах.Правда я не сказал бы что мы великие,хотя кое что сделали для своей Родины.
Общак 1969 выпуска 2202 2006 4399 0078

Аватара пользователя
Вячеслав Юрьевич
Сообщения: 4122
Зарегистрирован: 26.11.2004 15:43
Год выпуска: 1984
Откуда: Москва
Благодарил (а): 2319 раз
Поблагодарили: 2693 раза
Контактная информация:

Сообщение Вячеслав Юрьевич » 14.10.2014 09:26

Искатели - цикл еженедельных познавательно-приключенческих программ, посвященных всевозможным историческим версиям, загадкам и тайнам.
Изображение Изображение Изображение
Во время Первой Мировой войны четырёхмоторый бомбардировщик "Илья Муромец" был гордостью Русской Авиации. Такого самолёта не было ни в одной армии мира. Немцы называли "Муромца" "летучей крепостью".

Аватара пользователя
Вячеслав Юрьевич
Сообщения: 4122
Зарегистрирован: 26.11.2004 15:43
Год выпуска: 1984
Откуда: Москва
Благодарил (а): 2319 раз
Поблагодарили: 2693 раза
Контактная информация:

Сообщение Вячеслав Юрьевич » 15.10.2014 11:12

Самолёт Можайского

Аватара пользователя
Вячеслав Юрьевич
Сообщения: 4122
Зарегистрирован: 26.11.2004 15:43
Год выпуска: 1984
Откуда: Москва
Благодарил (а): 2319 раз
Поблагодарили: 2693 раза
Контактная информация:

Сообщение Вячеслав Юрьевич » 15.10.2014 11:17

Русские летят - История Русской Авиации.

Фильм второй (1911-1914 гг.)
1912 г. На Международной выставке воздухоплавания русскому авиаконструктору Я. Гаккелю присудили Большую золотую медаль за построенный им летающий биплан с закрытым фюзеляжем.
1912 г. На той же Международной выставке Большая золотая медаль была вручена еще одному конструктору из РОССИИ - И. Сикорскому Созданный им самолёт С-6А установил мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту -111 км/час и с пятью -106 км/час.


Фильм третий (1914-1918 гг.)
Первая мировая война. Первые воздушные бои. Документальные кадры третьего фильма сериала «Русские летят» наглядно демонстрируют, как все происходило. С одной стороны в воздух поднимались самолёты Германии, конструкторами которых были А. Фоккер и Г. Юнкере. С другой - французские и английские летательные аппараты: «Ньюпор-27», «Ньюпор-28» и «Кэмел», «Снайп», «Дельфин». Но особенно выделялись машины русских авиаконструкторов: истребитель С-16 и «Илья Муромец» И. Сикорского, бомбардировщик В. Слесарева и гидросамолет М-9 Д. Григоровича. Хроника почти столетней давности, по крохам собранная во время работы над фильмом создателями сериала «Русские летят», позволяет сегодня, уже в третьем тысячелетии, увидеть «живыми» лётчиков - героев первой мировой войны и их боевые машины.

Аватара пользователя
Вячеслав Юрьевич
Сообщения: 4122
Зарегистрирован: 26.11.2004 15:43
Год выпуска: 1984
Откуда: Москва
Благодарил (а): 2319 раз
Поблагодарили: 2693 раза
Контактная информация:

Сообщение Вячеслав Юрьевич » 17.10.2014 15:25

«Николай Егорович Жуковский. Дорога в небо»

Аватара пользователя
Вячеслав Юрьевич
Сообщения: 4122
Зарегистрирован: 26.11.2004 15:43
Год выпуска: 1984
Откуда: Москва
Благодарил (а): 2319 раз
Поблагодарили: 2693 раза
Контактная информация:

Сообщение Вячеслав Юрьевич » 17.10.2014 15:29

Из истории высшего авиационного образования в России

1830
Император Николай I утвердил Положение о Московском «Ремесленном учебном заведении для обучения в оном 300 питомцев Воспитательного дома». Создаются слесарная, токарная, медно- и оловолитейная, кузнечная и другие мастерские, мастерские по обучению крашению тканей, свечному и мыловаренному делу. Этим было положено начало будущему Московскому высшему техническому училищу. Первый выпуск мастеров состоялся в 1839 году.

1857
В России действовало шесть высших технических учебных заведений, к началу ХХ века их было уже пятнадцать.

1868
Утверждён Устав Императорского московского технического училища (ИМТУ), в первом параграфе которого было сказано: «Императорское московское техническое училище есть высшее учебное специальное заведение, имеющее главной целью образовывать механиков-строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов».

1872
Начал преподавание в ИМТУ Н.Е. Жуковский. В 1878 году им была организована кафедра теоретической механики. Он работал в училище до 1921 года.
Участие ИМТУ во Всемирной политехнической выставке в Вене. Международное признание «русского метода обучения ремеслам».

1876
Участие ИМТУ во Всемирной выставке в Филадельфии. Триумф русской системы преподавания, прежде всего — соединения высокого уровня теоретического образования с практическими знаниями.

1877
При ИМТУ создано Политехническое общество.

1881
Н.Е. Жуковский выступил в Политехническом обществе ИМТУ с докладом об аэростатах.

1886
Начиная с весеннего семестра, Н.Е. Жуковский стал читать в Московском университете курс гидродинамики.

1889
В кабинете прикладной механики Московского университета под руководством Н.Е. Жуковского начали проводиться экспериментальные исследования по различным вопросам воздухоплавания.

1890
При Русском техническом обществе начала работать постоянная комиссия по техническому образованию. С 1889 года практиковался созыв съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Вопросы технического образования широко обсуждались в периодических и научно-технических изданиях, а с 1892 года — в специальном журнале «Техническое образование».

1894
Н.Е. Жуковский выступил в Политехническом обществе с докладом о теории летания.
Утверждено (6 июня) Положение об ИМТУ.

1895
Утверждён (8 февраля) Устав ИМТУ, установлен пятилетний срок обучения.

1900
Основан Томский технологический институт.

1902
Основан Петербургский политехнический институт (ППИ).
В Московском университете под руководством Н.Е. Жуковского построена аэродинамическая труба.

1903
Состоялся третий съезд российских деятелей по техническому и профессиональному образованию, одобривший принятие предметной системы обучения.

1904
Под научным руководством Н.Е. Жуковского и при финансовой поддержке Д.П. Рябушинского - его ученика и сподвижника, математика, астрофизика, одного из основоположников экспериментальной аэродинамики в имении миллионеров Рябушинских в Кучино Московской области создан Аэродинамический институт - первое учреждение подобного рода в Европе и второе в мире! Дмитрий Павлович занимался исследованиями в области теории винтов, аэро- и гидродинамики, реактивного движения, баллистики, теоретической физики.

1905
Введение в ИМТУ «Временных правил», позволяющих выбирать ректора, его помощника, деканов; введение предметной системы и научно-технической специализации.

1906
Директор Аэродинамического института Д.П. Рябушинский выступал с докладами во французском Аэроклубе в Париже.

1907
Основан Донской политехнический институт, в последующем — Новочеркасский политехнический институт.

1908
Профессор Н.Е. Жуковский прочитал (декабрь) лекцию по воздухоплаванию в Киевском политехническом институте.
В 1908-1909 годах во многих высших учебных заведениях страны (Петербург, Москва, Киев, Томск, Харьков, Новочеркасск и др.) были созданы воздухоплавательные кружки. Одними из первых такие кружки были созданы при Петербургском политехническом институте и ИМТУ. Организатором и научным руководителем кружка при ИМТУ был его почетный председатель профессор Н.Е. Жуковский. Основное содержание занятий составляло теоретическое и практическое изучение воздухоплавания.

1909
При ИМТУ и Московском университете создано Общество содействия успехам опытных наук и их практическому применению.
На курсах по воздухоплаванию при кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института (декан отделения профессор К.П. Боклевский) организована подготовка инженеров по воздухоплаванию. Это был необязательный полуторагодичный курс для желающих. В 1909-1910 годах на курсах обучалось 142 слушателя. В создании курсов, разработке планов преподавания и устройстве лабораторий большую роль сыграл Н.Е. Жуковский. Он специально приезжал в Петербург для участия в работе комиссии по устройству аэродинамической лаборатории и музея. В свою очередь, К.П. Боклевский неоднократно приезжал к Н.Е. Жуковскому на консультации. К 1912 году учебный план курсов предусматривал для каждого студента, оканчивающего курсы, кроме экзаменов, лабораторных работ, упражнений и отчета по летней практике на заводах, представление проектов аэростата, дирижабля, аэроплана, двигателя к спроектированному летательному аппарату, эллинга для дирижабля. Обучение на курсах завершалось выполнением дипломной работы.
На средства, вырученные от устроенной выставки, члены кружка ИМТУ основали аэродинамическую лабораторию (весна 1909 года).
В ИМТУ проф. Н.Е. Жуковским начато чтение курса «Воздухоплавание».
Опубликована статья Н.Е. Жуковского «К теории судов, приводимых в движение силой реакции вытекающей воды».

1910
В аэродинамической лаборатории ИМТУ начаты широкие экспериментальные исследования.

1911
К 40-летию преподавательской деятельности Н.Е. Жуковского, Московское техническое училище присвоило Николаю Егоровичу звание инженера-механика и вручило ему золотой инженерный знак, которым он очень гордился. Единственный случай, когда звания инженера был удостоен выпускник университета!
К 1911-1912 годам авиация в России получила признание как новый вид вооружения. Началось формирование армейских авиационных отрядов. За 1911-1913 годы русскими заводами было построено более 300 самолётов (в основном иностранных типов), которые поступили на вооружение формируемых авиаотрядов. Это потребовало организации лётных школ, на базе которых стали готовиться лётные кадры. Для того чтобы дать лётчикам необходимое теоретическое образование, при Петербургском политехническом институте и несколько позднее при Московском техническом училище были организованы теоретические курсы авиации.
При ППИ начали работать теоретические курсы для офицеров отдела воздушного флота военного министерства. В учебном отношении курсы находились в ведении института. Заведование курсами было возложено на профессора К.П. Боклевского. Расходы на организацию курсов приняло на себя военное ведомство. Срок обучения составлял четыре месяца. Офицеры, окончившие теоретические курсы, направлялись затем в Севастопольскую авиационную школу для обучения полётам.
С осени 1911 года по май 1914 года теоретические курсы авиации при ППИ закончили 210 офицеров. С сентября 1914 года на курсы, помимо офицеров, стали принимать желающих, в основном из студентов втузов. С середины 1916 года на курсах началась теоретическая подготовка будущих морских лётчиков. С 1 сентября 1914 года по 1 октября 1916 года курсы выпустили 387 человек, из числа окончивших теоретические курсы в действующей армии находилось 62%. Значительная часть выпускников курсов работала в авиационных ремонтных мастерских и на самолётостроительных заводах. С 1 сентября 1914 года при ППИ начали работу еще и курсы авиационных мотористов, где среди учащихся были инженеры, техники, рабочие. С 1 сентября 1914 года по октябрь 1916 года было выпущено 314 авиационных мотористов. Так в ППИ готовились высшие и средние авиационно-технические кадры для армии и промышленности. Участие в этой работе известных ученых, конструкторов и педагогов (К.П. Боклевский, В.А. Слесарев, В. Ф. Найдёнов, В. В. Кузнецов и другие) не только обеспечило высокий уровень подготовки слушателей, но и в большой мере способствовало формированию и развитию авиационных дисциплин и разработке методики лабораторных и практических занятий.

1912
Литографским способом изданы лекции профессора Н.Е. Жуковского по курсу воздухоплавания, записанные его учениками В.П. Ветчинкиным и Н.Г. Ченцовым. В этом курсе систематически излагалась теория воздухоплавания, основанная на трудах самого Н.Е. Жуковского и его учеников, а также на результатах экспериментов, проведенных в аэродинамических лабораториях Московского университета, ИМТУ и Кучинского института.
Работа студенческих воздухоплавательных кружков была высоко оценена отечественной научно-технической общественностью. Решением экспертной комиссии Международной выставки воздухоплавания в Москве 5 апреля 1912 года аэродинамическая лаборатория и воздухоплавательный кружок ИМТУ были награждены большой золотой медалью «за деятельность по разработке проектов летательных аппаратов, научных вопросов по воздухоплаванию и лабораторных работ».
Членами воздухоплавательного кружка ИМТУ были разработаны и осуществлены конструкции самолётов и геликоптеров. Разработанный студентом Б.Н. Юрьевым геликоптер демонстрировался на Международной выставке воздухоплавания, и ему была присуждена малая золотая медаль «за прекрасную теоретическую разработку проекта».
Успехи Петербургского политехнического института в подготовке специалистов по воздухоплаванию отмечены на Международной воздухоплавательной выставке в Москве. Экспертная комиссия выставки, в состав которой входили Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин, А.П. Гавриленко и ряд других известных ученых, присудила ППИ большую золотую медаль «за прекрасную постановку преподавания по воздухоплаванию и лабораторные работы». Петербургские втузы были пионерами в деле подготовки авиаспециалистов в нашей стране. И хотя воздухоплавательные курсы при ППИ добились больших успехов в своей работе, определяющая роль в создании авиатехнического образования в стране принадлежит ИМТУ, где под руководством Н.Е. Жуковского формировались основные авиационные дисциплины, которые были положены в дальнейшем в основу подготовки авиационных инженеров.

1914
При ИМТУ организованы теоретические курсы авиации для лётчиков-добровольцев авиационной школы Московского общества воздухоплавания. Срок обучения — 4 месяца. Образовательный ценз слушателей был достаточно высоким, в основном это были студенты различных вузов, что давало возможность вести преподавание на высоком научном уровне. К 1916 году почти по всем специальным предметам были изданы (литография) лекции. Лекции на курсах читали Н.Е. Жуковский, В.П. Ветчинкин и другие. С осени 1914 года по декабрь 1917 теоретические курсы авиации при ИМТУ выпустили 242 специалиста.
В годы Первой мировой войны Кучинский институт выполнял поручения Артиллерийского комитета. Августейший покровитель русской военной авиации великий князь Александр Михайлович наградил Д.П. Рябушинского особым знаком отличия, «даруемым за заслуги, оказанные отечественному воздухоплаванию».
Будущий профессор МАИ, а в сентябре 1914 года — студент первого курса Петербургского политехнического института, А.М. Черёмухин (1895-1958) добровольно вступил в армию «охотником» на правах вольноопределяющегося. После окончания Московской школы авиации (ноябрь 1915) в чине прапорщика был назначен лётчиком в 4-й Сибирский корпусной авиаотряд. С апреля 1916 по июль 1917 года выполнил 62 боевых вылета общей продолжительностью 126 час 40 мин. Летал на нескольких типах самолётов, которые освоил самостоятельно. Награждён четырьмя боевыми орденами и Георгиевским оружием.
В 1917-1918 годах был инструктором Севастопольской школы авиации, в 1923 году окончил механический факультет МВТУ. В МАИ работал с момента основания, с мая 1930 года — руководитель кафедры строительной механики аэроплана. Находился в этой должности до 1937 года, когда был необоснованно репрессирован, а затем с 1943 по 1958 год — профессор кафедры. Руководил разработкой и расчетами на прочность первого отечественного вертолёта ЦАГИ 1-ЭА. Был его первым и бессменным лётчиком-испытателем. В испытательном полёте 14 августа 1932 года достиг высоты 605 метров, более чем в 30 раз превысив официально зарегистрированный мировой рекорд того времени (18 метров).

1915
Утверждён проект преобразования ИМТУ в школу политехнического типа.
В ИМТУ начался выпуск авиационных инженеров. Выпускник ИМТУ В.П. Ветчинкин, защитив 1 февраля первый в России дипломный проект по авиастроению (руководитель дипломного проектирования профессор Н.Е. Жуковский), стал первым русским дипломированным авиаинженером. Научную деятельность в авиации начал в 1910 году, застенографировав и подготовив к печати (совместно с Н.Г. Ченцовым) курс лекций Н.Е. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания» (1911-1912). Темой его дипломного проекта был самолёт «Илья Муромец». В последующем — известный ученый в области аэродинамики, прочности, динамики полёта самолётов и ракет, теории воздушных и гребных винтов. Преподавал в разных вузах. С 1930 г. — руководитель кафедры динамики аэропланов МАИ.
Будущий профессор МАИ, студент 4-го курса ИМТУ А.В. Квасников (1892-1971) приступил (13 марта) к обучению полётам в Московской школе авиации. До этого, учась в ИМТУ, принимал участие в работе воздухоплавательного кружка профессора Н.Е. Жуковского. После окончания школы прапорщик А. В. Квасников отбыл на фронт в Гренадерский авиаотряд. Летал на «Моране», «Анаде» и затем на «Ньюпоре», выполняя боевые задания по разведке и бомбардировке ближнего тыла неприятеля, а также дальней фоторазведке. Установил под крылом «Ньюпора» пулемёт. На «Ньюпоре-17» между крыльями установил восемь направляющих для ракет. Ракетами сбил аэростат, с которого противник корректировал огонь своей артиллерии. За боевые заслуги награждён шестью орденами. После революции 1917 года поехал доучиваться в Томский технологический институт, где, получив диплом инженера, был оставлен работать преподавателем на кафедре тепловых двигателей. В 1927 г. утверждён в звании профессора.
Слушатель третьего курса Артиллерийской академии штабс-капитан А.Н. Журавченко (1884-1964) — будущий профессор МАИ — по собственной просьбе командирован в эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец» на должность бортового артиллерийского офицера (30 января). Вместе с известным лётчиком Глебом Алехновичем провел работы по улучшению аэронавигационных возможностей «Муромцев» и обеспечению прицельного бомбометания. Разработал известный «Ветрочёт Журавченко» — треугольник учёта бокового ветра, позволивший выходить на цель для бомбардировок с любого направления. Зарекомендовал себя как отличный бомбардир, меткий стрелок и искусный фотограф. Обучился пилотированию «Муромца», успешно окончил лётный учебный класс эскадры, освоил высший пилотаж на маневренном самолёте «Моран», стал командиром корабля. За время войны получил четыре ордена, в том числе орден Св. Георгия. С отличием окончил Артиллерийскую академию и был оставлен при ней адъюнктом. В 1923 году защитил диссертацию на тему «Исследования динамической устойчивости самолёта». С этого времени он преподаватель Военно-инженерной академии, а с 1925 года — профессор. С конца 1919 года по приглашению Н.Е. Жуковского работал в ЦАГИ, занимаясь изучением динамической устойчивости самолёта. В МАИ работал со дня основания, с мая 1930 года — руководитель кафедры аэродинамического расчета аэроплана.

1916
При ИМТУ Н.Е. Жуковским создано Авиационное расчётно-испытательное бюро (АРИБ) для проведения теоретических и опытных исследований в области проектирования самолётов. Для студентов старших курсов ИМТУ, специализировавшихся по воздухоплаванию, «производственной практикой», в основном, служила напряженная творческая работа под руководством Н.Е. Жуковского, направленная на разрешение практических вопросов, поставленных развитием авиационной науки и техники. Эта работа привела в конечном итоге к созданию в 1916 году АРИБ, ставшего ядром будущего ЦАГИ. В деятельности АРИБ активное участие принимали: первый русский авиаинженер В.П. Ветчинкин и студенты А. Н. Туполев, А.А. Архангельский, Г.М. Мусинянц и другие.
Будущий известный авиаконструктор Н.Н. Поликарпов окончил Петроградский политехнический институт и курсы авиации при нем. Работу в авиации начал на Русско-Балтийском вагоноремонтном заводе (РБВЗ), где под руководством И.И. Сикорского участвовал в работах по постройке самолётов «Илья Муромец» и проектировании истребителей. С 1918 года — на заводе «Дукс» в Москве. В 1923 году под его руководством создан первый отечественный истребитель И-1 и разведчик Р-1. Всего им было разработано свыше 80 самолётов различных типов, в том числе знаменитый легкий самолёт универсального назначения У-2. Работал в МАИ с 1930 года и в 1943-1944 годах — профессором, заведующим кафедрой конструкции и проектирования самолётов.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя