Музеи авиации

(Люди, самолеты и все что с ними связано, история авиации)

Модератор: Вячеслав Заднипранец

Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 13456
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 5084 раза
Поблагодарили: 13527 раз
Контактная информация:

Re: Музеи авиации

Сообщение Валерий Шатров » 01.12.2017 15:39

В прошедшее воскресенье в Музее техники Вадима Задорожного проводили лекцию , посвященную самолету Як-15. Несколько фото с мероприятия.
(вк)

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 13456
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 5084 раза
Поблагодарили: 13527 раз
Контактная информация:

Re: Музеи авиации

Сообщение Валерий Шатров » 07.12.2017 14:10

Музей В. Задорожного
"Посещая авиационные музеи, многие люди просто видят перед собой "обычный самолет". Рядом на табличке указаны тип и основные данные, а ведь за каждым экспонатом есть своя, порой очень интересная история...
В нашем музее достаточно большая и очень интересная авиационная коллекция. В коллекции музея выделяется самолет Як-3 летчика Еремина. История этой машины поистине уникальна.
В мае 1944 г. этот самолет был куплен колхозником Ферапонтом Головатым за 100000 рублей и передан летчику-истребителю Борису Еремину. Надо сказать, что это был уже второй самолет приобретенный Ф.Головатым на свои деньги. Первым был Як-1Б, ныне хранящийся в Саратовском музее.
С 1947 г. самолет стоял в ЦДАиК в Москве, а затем переехал в Музей КБ Яковлева.
В 1989 г. Як-3 показали на выставке,проходившей на Ходынском поле.
В 90е годы "эффективные менеджеры" КБ Яковлева, под видом рекламного турне, фактически продали самолет в США. Сам Борис Еремин и родственники Головатого узнали об этой сделке уже после появления Як-3 в музее г. Санта-Моники. Американцы очень долго не желали возвращать Як-3. Летчик ветеран боролся за возврат своего самолета до самой смерти. Он не дожил до возвращения легендарного Яка в Россию.
Только в 2015 году , усилиями МИД и лично Вадима Задорожного , самолет вернулся нашу страну и занял свое место в музее.
В настоящее время, это единственный Як-3 военной постройки на территории России.
Сейчас Як-3 занял место в новой экспозиции, готовящейся к открытию".
(вк)

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 13456
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 5084 раза
Поблагодарили: 13527 раз
Контактная информация:

Re: Музеи авиации

Сообщение Валерий Шатров » 30.01.2018 16:56

Музей Задородного приглашает:

Изображение

Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 13456
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 5084 раза
Поблагодарили: 13527 раз
Контактная информация:

Re: Музеи авиации

Сообщение Валерий Шатров » 17.02.2018 05:52

Авиамузей в Тулузе (Франция) до постройки ангара.
(фото:Luis Rosa)

Изображение

Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 13456
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 5084 раза
Поблагодарили: 13527 раз
Контактная информация:

Re: Музеи авиации

Сообщение Валерий Шатров » 17.02.2018 06:08

Еще про музей в Тулузе (Франция)
Марина Лысцева пишет:
"Миг 15
До того, как попасть в музей, самолет прошел долгий путь. Обнаружили его волонтеры из авиационной ассоциации Ailes Аnciennes. Они нашли в буквальном смысле груду металлолома в Чехии, купили у владельца и вывезли во Францию. Больше 7 лет на самолете велись работы по восстановлению. Всем проектом руководил бухгалтер на пенсии.
Сегодня, когда смотришь на красивенький и сверкающий МиГ-15 никогда не подумаешь, каких сил это стоило..."
(фото: М. Лысцева)

Изображение

Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 13456
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 5084 раза
Поблагодарили: 13527 раз
Контактная информация:

Re: Музеи авиации

Сообщение Валерий Шатров » 22.02.2018 20:58

Музей техники Вадима Задорожного представляет новый экспонат музея, прибывший сегодня.
Бомбардировщик Су-24 прибыл к нам из 559 БАП аэродром Морозовск.
Самолет был выпущен в 1982 году в Новосибирске. Самолет будет отреставрирован и выставлен в экспозиции музея.

Изображение

Сергей-76
Сообщения: 811
Зарегистрирован: 30.07.2004 00:57
Откуда: АВВАКУЛ-76, Московская область
Благодарил (а): 263 раза
Поблагодарили: 372 раза
Контактная информация:

Re: Музеи авиации

Сообщение Сергей-76 » 23.02.2018 22:42

Благодарю за интересную тему.
Она достойна изучения и обсуждения, в том числе в обобщенном виде.
И такие работы-публикации уже появились. Пришлю в следующем послании.
Последний раз редактировалось Сергей-76 23.02.2018 23:01, всего редактировалось 2 раза.

Сергей-76
Сообщения: 811
Зарегистрирован: 30.07.2004 00:57
Откуда: АВВАКУЛ-76, Московская область
Благодарил (а): 263 раза
Поблагодарили: 372 раза
Контактная информация:

Re: Музеи авиации

Сообщение Сергей-76 » 23.02.2018 22:51

Друзья, здравствуйте!
Рекомендую Вам важную научную статью по теме к.т.н. Д.А. Соболева - моего коллеги по работе в ИИЕТ РАН,
которая опубликована в Сборнике Трудов XXIII Годичной научной международной конференции ИИЕТ РАН в 2017 г.
на основе материалов его доклада, сделанного на Секции истории авиации и космонавтики этой конференции
в Москве в марте 2017 г. -
См. полную копию текста его статьи ниже:
Соболев Д.А. История отечественных авиационных музеев и коллекций // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, посвященная 85-летию ИИЕТ РАН (2017). М.: Янус-К, 2017. С. 625-630. URL: http://ihst.ru/files/pdfs/GOD2017IIET.pdf
Прошу Вас учитывать-соблюдать авторские права.
К сожалению, здесь таблицу из его текста воспроизвести без искажений не получается.
Полную электронную копию Сборника материалов конференции (2017)
с этой статьей (а там таблица отображена адекватно) можно найти и скачать на сайте ИИЕТ РАН по адресу:
http://www.ihst.ru/year-k
Там есть и другие интересные статьи по истории авиации и космонавтки и т.д.
С уважением.
Сергей Кричевский
===============================

История отечественных авиационных музеев и коллекций
Д.А. Соболев

В настоящее время в стране выявлено около 35 музеев, имеющих в экспозиции подлинные авиационные летательные аппараты и двигатели (см. Таблицу). Рассказать о них в короткой статье невозможно, поэтому речь пойдёт об общих тенденциях в развитии отечественных авиационных музеев и коллекций.
Таблица
Музей Год* Авиационные летательные аппараты Двига-тели
оригиналы восстановлен-ные копии
Центральный Дом авиации и космонавтики (Москва) 1927 8
Политехнический музей (Москва) 1935 7
Музей Арктики и Антарктики (Петербург) 1937 1
Музей В.П. Чкалова (Чкаловск) 1940 5 1
Саратовский краеведческий музей 1944 2
Центральный военно-морской музей (Петербург) 1948 1 1
Музей Н.Е. Жуковского (Москва) 1956 1 1
Центральный музей ВВС (Монино) 1960 159 9 15 113
Музей истории УМПО (Уфа) 1961 18
Музей завода «Сатурн» (Рыбинск) 1963 23
Центральный музей Вооружённых Сил (Москва) 1965 18
Музей НПО «Сокол» (Н. Новгород) 1966 7 2
Музей ПАО «Кузнецов» (Самара) 1967 10
Музей «Пермские моторы» (Пермь) 1968 14
Музей Иркутского авиазавода 1968 3 1 1 13
Музей МВЗ им. М.Л. Миля (Москва) 1970 14
Музей Дальней авиации (Дягилево) 1975 7
Музей авиации ПВО (Саваслейка)** 1976 23
Музей ВВС Северного флота (Сафоново) 1976 10 8 4 10
Музей гражданской авиации (Ульяновск) 1983 37 1 2 10
Музей военно-транспортной авиации (Иваново) 1984 8
Музей вертолётов (Торжок) 1989 14
Центр истории ав. двигателей (Самара) 1991 55
Музей Великой Отечественной войны (Москва) 1995 11 4 10 9
Музей авиационной техники (Таганрог) 1995 13 11
Музей Дальней авиации (Энгельс) 2000 22
Парковый комплекс истории техники (Тольятти) 2001 31
Музей истории авиационного двигателестроения (Гатчина) 2002 17
Музей АО Климов (Петербург) 2002 7
Музей 121 АРЗ (Кубинка) 2003 10
Музей «Боевая слава Урала» (Пышма) 2007 9 8 12
Музей техники В. Задорожного (Архангельское) 2010 24 6 4 11
Музей мирового океана (Калининград) 2012 1
Музей истории г. Жуковского… 2012 2
Нижегородский музей техники… 2012 6

* Для неавиационных музеев приведен год появления в них летательных аппаратов и двигателей.
** Находится в стадии реорганизации.

Работа по сбору авиационных экспонатов началась ещё в XIX веке. В одном из документов Главного инженерного управления от 28 сентября 1899 г. о проекте «летающего велосипеда» изобретателя Митрейкина сообщается о решении «передать модель кустаря Митрейкина в музей Учебного воздухоплавательного парка» [1, с. 248].
После первых демонстрационных полётов самолётов интерес к авиации резко возрос. Собрания авиационных экспонатов в начале 1910-х годов появились в аэродинамической лаборатории Московского технического училища и в Институте путей сообщения в Петербурге. Но называть это музеями в полном смысле слова нельзя, это были скорее коллекции учебных предметов, которые сейчас существуют во многих ВУЗах.
Первый авиационный музей открылся 1 декабря 1924 года. Он назывался Аэро-музей (или Аэроклуб-музей) и входил в состав Северо-западного отделения Общества друзей воздушного флота. Располагался он в Ленинграде, на проспекте Володарского.
Полной описи экспонатов ЛАКМ не сохранилось. Известно, однако, что в коллекции имелись очень ценные вещи – старинные китайские воздушные змеи, фрагменты аэростатов и дирижаблей XIX века, первые авиационные моторы, в том числе дирижабельный двигатель О. Костовича 1880-х годов, коллекция старых воздушных винтов, военные самолёты и многое другое. Фирма «Юнкерс», работавшая в то время в СССР, передала пассажирский самолёт Юнкерс F-13, на котором за плату катали посетителей музея [2].
Во второй половине 1930-х годов для аэроклуба-музея наступило трудное время. После нескольких переездов его перебазировали в здание бывшей Биржи, где экспонаты поместили в подвальное помещение якобы до конца ремонта здания. Но музей так и не открылся. В 1937 г. 125 экспонатов первого советского авиационного музея отправили в Москву, в Аэромузей им. М.В. Фрунзе (ЦДАиК). Некоторые из них позднее передали в музей ВВС в Монино, остальные бесследно исчезли.
Старейший из ныне существующих музеев, Центральный Дом авиации и космонавтики, открыл двери для посетителей в 1927 г. К сожалению, за 90 лет существования этот небольшой по площади музей утратил большую часть своей некогда замечательной коллекции.
В 1940 г. в городе Чкаловск (бывший Василёв), где родился и вырос знаменитый лётчик В.П. Чкалов, открыли посвящённый ему музей. Он обладает небольшой, но ценной коллекцией, четыре из пяти экспонируемых в нём самолётов – подлинные образцы 1930-х гг.
В годы Великой Отечественной войны большую популярность получили выставки боевой техники, в том числе авиационной. Самолёты военного времени имелись в экспозиции выставки трофейной техники в Парке культуры и отдыха в Москве, в Бюро новой техники в ЦАГИ, на выставке (затем – музее) обороны Ленинграда. Они могли бы стать основой для нового авиационного музея или пополнить существующие. Но этого не произошло. Выставка трофейного вооружения в Москве была закрыта в 1948 году, тогда же ликвидировали и Музей обороны Ленинграда. Самолёты и другую технику отправили на переработку. Часть собрания БНТ ЦАГИ попала в Московский авиационный институт, где была утилизирована в начале 1970-х годов. Самолёты можно было бы передать в музей ВВС в Монино, но тогда к сожалению не нашлось людей, которые по примеру танкового музея в Кубинке сохранили бы экспонаты, попавшие к нам по ленд-лизу или в виде трофеев.
После войны на протяжении многих лет в СССР не возникало новых авиационных музеев, а коллекции двух существующих практически не расширялись. У государства были другие задачи – восстановление разорённой войной страны, борьба с «врагами народа», создание ракетного ядерного щита… К тому же тогдашние руководители страны попросту не понимали, зачем собирать и хранить «старьё».
Только в 1956 г. при московском отделении ЦАГИ появился небольшой Научно-мемориальный музей Н.Е. Жуковского. Благодаря этому был спасён бесценный исторический артефакт – планер немецкого пионера авиации О. Лилиенталя 1896 г., убранный в период «борьбы с космополитизмом» из экспозиции Центрального Дома авиации на неотапливаемый склад.
Ситуация изменилась в 1960-годы после появления в подмосковном посёлке Монино Центрального музея ВВС. Он был создан по инициативе расположенной там Военно-воздушной академии и имел все возможности для развития, так как рядом были академия с кадрами авиационных специалистов и ремонтными мастерскими, а также аэродром, на который могли садиться будущие самолёты-экспонаты и на котором их можно было располагать. Это не замедлило дать результат. В год открытия (1960) в музее было 13 летательных аппаратов, десять лет спустя – 40, сейчас – 183. Собрана уникальная коллекция авиадвигателей. Это крупнейший авиационный музей страны, четвёртый по числу летательных аппаратов в Европе и восьмой в мире.
1961–1974 гг. стали периодом бурного роста числа музеев авиастроительных предприятий. Это было связано с реформами Н.С. Хрущёва – отказом от жёсткой централизации экономики и появлением у предприятий некоторой самостоятельности в принятии решений. Заводские музеи были небольшими, тем не менее некоторые из них располагали подлинным образцами самолётов и двигателей. К настоящему времени таких музеев восемь, в них выставлено 14 летательных аппаратов и около 50 авиадвигателей.
Музеи появились и при авиационных конструкторских бюро. Лучшей коллекцией обладал музей ОКБ А.С. Яковлева – это был единственный музей авиационного КБ с историческими самолётами. К сожалению, около 10 лет назад из-за финансовых проблем музей пришлось ликвидировать. Но экспонаты не пропали – они переданы на хранение в Музей техники Вадима Задорожного.
Со второй половины 1970-х годов получили развитие музеи при учебных и боевых авиационных центрах. Это музей гражданской авиации в Ульяновске, два музея Дальней авиации (в Рязани и Энгельсе), музей военно-транспортной авиации в Иваново, музей ВВС Северного флота в Сафоново, музей вертолётов в Торжке. Крупнейшим из них является ульяновский музей с коллекцией из 40 самолётов и вертолётов.
Есть музеи и при авиационных ВУЗах. Лучшим из них является Центр истории авиационных двигателей при Самарском университете им. С.П. Королёва. Благодаря подвижнической деятельности основателя Центра В.А. Зрелова там собрано 55 образцов двигателей, некоторые из которых являются истинными раритетами.
В постсоветское время получили развитие музеи при авиационно-ремонтных заводах. Первый и самый большой из них – Музей авиационной техники в Таганроге. В те годы страна под давлением США пошла на значительные сокращения обычных вооружений. Одна из баз ликвидации боевой авиационной техники находилась под Таганрогом. Руководители базы выступили с инициативой сохранить хотя бы по одному экземпляру утилизируемых летательных аппаратов и создать на местном авиаремонтном заводе музей. Сейчас в нём насчитывается 13 самолётов и вертолётов и 11 авиадвигателей.
Всё это сравнительно небольшие и, часто, тематические музеи. Между тем ещё до войны вынашивался замысел крупного национального авиационного музея. По воспоминаниям сотрудника ЦАГИ А.И. Яковлева, в 1940 году в Москве намеривались создать Всесоюзной музей авиации. Экспонаты свозили в хранилище в одном из эллингов недавно расформированного «Дирижаблестроя» в посёлке Долгопрудный [3]. Во время войны они были утрачены.
В 1962 году сотрудники Центрального Дома авиации и космонавтики обратились к Н.С. Хрущёву с призывом создать на Центральном аэродроме в Москве Государственный музей авиации и космонавтики, «который был бы по своему содержанию и внешнему виду лучше, чем аналогичные музеи за рубежом» [4], но реакции не последовало.
Новый всплеск интереса к идее национального авиационного музея возник в конце 1980-х годов на волне демократических преобразований. Председателю Комитета ветеранов войны А. Силантьеву и известному лётчику-испытателю В. Меницкому удалось «пробить» в Министерстве обороны решение о создании такого музея на выведенном из эксплуатации Центральном аэродроме. В начале 1990-х там начали собирать экспонаты для музея, организовав из них временную выставку авиационной техники. К концу десятилетия на ней было уже полсотни самолётов и вертолётов, полученных от организаций Министерства обороны. Правда все они были послевоенных лет выпуска.
В 2002 г. земли Ходынки, более 100 гектаров, передали под жилую застройку. Но оставалось ещё место взлётно-посадочных полос. Там правительство Москвы решило возвести грандиозный торгово-развлекательный комплекс «Авиапарк», часть которого должен был занять Национальный музей авиации и космонавтики площадью 40 тысяч кв. метров (для сравнения – экспозиционная площадь Центрального Дома авиации и космонавтики равна 900 кв. метров). Помещение авиационной части музея длиной более 300 метров по форме должно было напоминать крыло самолёта, а 47-этажная вертикаль башни силуэтом ассоциироваться с первыми космическими ракетами Королёва. Это должен был быть самый большой в мире музей авиации и космонавтики.
«Авиапарк» построили в сильно урезанном виде, и места для музея там не нашлось. Выставка авиационной техники на Ходынке в 2000-х годах осталась без финансирования и охраны и превратилась в свалку изуродованных вандалами самолётов и вертолётов. Спасибо В.Н. Задорожному, который в 2011 г. забрал часть экспонатов в свой частный Музей техники и отреставрировал их.
Сейчас периодически появляется информация о планах создания Национального музея авиации то в Жуковском, то в Парке «Патриот» в Кубинке. Считаю, что такой музей не нужен, он уже есть. Это Центральный музей ВВС в Монино с богатейшей коллекцией экспонатов. В нём сотни военных, гражданских и экспериментальных самолётов, вертолётов, прекрасное собрание авиадвигателей. Нужно только выделить средства на обустройство этого музея, на меры по обеспечению сохранности летательных аппаратов, большая часть которых стоит под открытым небом.
Образцы авиационной техники имеются не только в авиационных музеях. Имеется более десяти научно-технических, краеведческих и военных музеев, демонстрирующих летательные аппараты и двигатели. Некоторые из их экспонатов уникальны. Это, в частности, авиадвигатели времён Первой мировой войны (Политехнический музей), первый советский самолёт-амфибия Ш-2 (Музей Арктики и Антарктики), истребитель И-16 лётчика-аса Б.Ф. Сафонова (Центральный военно-морской музей), истребитель Як-1, построенный на личные сбережения пасечника Ферапонта Головатого (Саратовский областной музей краеведения), истребители Як-3 и Як-9 (Музей техники В.Н. Задорожного), полностью аутентичный бомбардировщик Ту-2 (Музей «Боевая слава Урала»).
В настоящее время в музеях нашей страны около 400 летательных аппаратов и почти столько же авиадвигателей. 95 из них внесено в реестр «Памятники науки и техники». Это богатое историческое наследие. Но его надо сохранять для потомков. Беда в том, что большинство самолётов и вертолётов хранится под открытым небом, а это означает, что если не принять меры (например, установить лёгкие пропускающие свет навесы, как сделали в музее Великой Отечественной войны), то в условиях российского климата через несколько десятилетий они будут утрачены.
Ещё одна проблема – сравнительно небольшое количество экспонатов постройки до 1950 г. Их доля составляет менее 10 процентов. Этому есть несколько причин – недолговечность первых самолётов деревянно-полотняной конструкции, отсутствие достаточного количества авиационных музеев в 1920-е – 1950-е годы, бездумная тотальная утилизация авиационной техники после войны. Так как найти пригодный для восстановления самолёт возрастом 70 и более лет в наши дни практически невозможно, многие музеи пошли по пути замены подлинных образцов их полноразмерными макетами. В Центральном музее ВВС макеты составляют 9% от общего числа летательных аппаратов, в музее ВВС Северного флота – 18 %, в музее «Боевая слава Урала» – 35%. Убеждён, что это неверный путь, ведущий к «замусориванию» музеев и водящий в заблуждение посетителей. Согласно определению в Советском энциклопедическом словаре, музей – это «учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников (выделено мною, – Д.С.) естественной истории, материальной и духовной культуры» [5, с. 841].
Литература и источники
1. Дузь П. История воздухоплавания и авиации в России. Период до 1914 г. М., 1944.
648 с.: ил.
2. Аэроклуб-музей ОДВФ Сев.-Зап. области // Самолёт. 1925. № 1. С. 30–31.
3. Яковлев А. Причины неизвестности // Изобретатель и рационализатор. 1973. № 8. С. 30–32.
4. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9552. Оп. 13. Д. 90. Л. 22.
5. Советский энциклопедический словарь. 3-е изд. М., 1985. 1600 с.

(С) Соболев Д.А., 2017.
(С) ИИЕТ РАН, 2017.

Источник:
Соболев Д.А. История отечественных авиационных музеев и коллекций // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, посвященная 85-летию ИИЕТ РАН (2017). М.: Янус-К, 2017. С. 625-630. URL: http://ihst.ru/files/pdfs/GOD2017IIET.pdf
==================================

Аватара пользователя
Вячеслав Заднипранец
Сообщения: 7105
Зарегистрирован: 19.10.2010 15:07
Год выпуска: 1976
Благодарил (а): 7678 раз
Поблагодарили: 8625 раз
Контактная информация:

Re: Музеи авиации

Сообщение Вячеслав Заднипранец » 23.02.2018 23:02

Сергей-76 писал(а):
23.02.2018 22:51
Друзья, здравствуйте!
Рекомендую Вам важную научную статью по теме к.т.н. Д.А. Соболева...
Сережа доброго времени суток!
Я хотел-бы видеть национальный музей авиации в МОНИНО! Там приходят в негодность раритетные самолеты. А руководству страны наплевать на это. А скорее всего руководство страны преднамеренно своим бездействием уничтожает авиационную славу СССР, чтобы не выглядеть бледно на фоне достижений советского периода развития страны.

Сергей-76
Сообщения: 811
Зарегистрирован: 30.07.2004 00:57
Откуда: АВВАКУЛ-76, Московская область
Благодарил (а): 263 раза
Поблагодарили: 372 раза
Контактная информация:

Re: Музеи авиации

Сообщение Сергей-76 » 23.02.2018 23:08

Слава, я полностью согласен с тобой. Об этом по сути пишет и Д.А. Соболев.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей