МиГ-31

Машина сложная, но надежная
АВВАКУЛ :: Статьи :: Миг-31

Общая характеристика
     МиГ-31 – двухместный дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик (код НАТО "Foxhound") предназначен для борьбы со всеми классами аэродинамических целей (в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными скоростными самолетами класса SR-71) в любое время суток, в сложных метеоусловиях, в сплошном и разрывном поле команд управления и наведения, независимо от того, использует ли цель оборонительный маневр или электронное противодействие. Способен осуществлять длительное патрулирование на значительном удалении от мест базирования.

История создания
     Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 велась в ОКБ им. А.И.Микояна с 1968 года. К МиГ-31 было предъявлено требование поражения широкой номенклатуры воздушных целей, летящих на больших и малых высотах, а также на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником маневра и активного противодействия. Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире) РЛС с фазированной антенной решеткой. МиГ-31 строился по схеме самолета МиГ-25, но имел экипаж из двух человек - летчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме "тандем". На самолете были установлены два двухконтурных двигателя Д-30Ф6 с тягой по 15500 кг, обеспечивающих высокую максимальную скорость, соответствующую числу М=2,83 (на малой высоте - 1500 км/ч), и большую дальность полета. Прототип МиГ-31 впервые поднял в воздух 16 сентября 1975 года летчик-испытатель А.В.Федотов. В 1977 году на испытания поступил первый самолет МиГ-31 постройки Горьковского авиационного завода, отличавшийся рядом конструктивных доработок. В 1981 году самолет был принят на вооружение.

Основные модификации

     Построено 500 самолетов различных модификаций самолета.

     МиГ-31Б – истребитель-перехватчик с системой дозаправки в воздухе

     МиГ-31БС, ДЗ – модернизированные варианты самолетов МиГ-31, усовершенствованы БРЭО, навигационно-пилотажное оборудование и  другие системы самолета.

     Базовый МиГ-31 – двухместный сверхзвуковой самолет с трапециевидным крылом умеренной стреловидности и стреловидным хвостовым оперением, выполненным по двухкилевой схеме, с дифференциально управляемым стабилизатором. Крыло трапециевидной формы с углом стреловидности 41°. Его наплывы имеют стреловидность 70°, установлены для улучшения маневренности при больших углах атаки. Два киля вертикального оперения слегка развалены в стороны и несут на себе нагрузку в виде многочисленных антенн. Горизонтальное оперение цельноповоротное.
     Планер МиГ-31 представляет собой цельнометаллический моноплан с боковыми воздухозаборниками, из алюминиевых сплавов с рабочей температурой до 150°, зоны высокого кинетического нагрева выполнены из титана и нержавеющих сталей.
     Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями Д-30Ф-6 разработанными  в КБ Соловьева П.А. Двигатель данной модификации - двухвальный, двух­контурный, со взлетной тягой по 15500 кгс со смещением потоков наружного и внутреннего контуров за турбиной, двух изолированных регулируемых воздухоза­борников  с внешним сжатием сверхзвукового потока, с форсажной камерой сгорания, регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции, системой регулирования воздухозаборников АРВ-39Д1, топливной, противопожарной и других систем, обеспечивающих работу двигателей.
     Сухая масса двигателей 2420 кг. Самолеты МиГ-31Б  и все последующие модификации оснащаются системой дозаправки топливом в полёте от самолетов-танкеров Ил-78 или Су-24Т. Г-образная штанга топливоприёмника - выдвижная.
     Топливо на самолете размещается в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 кильевых баках. Общая ёмкость топливных баков 18500л. Предусмотрена установка под крылом двух подвесных топливных баков (ПТБ) общей емкостью 5000 л.. Основное топливо - керосин Т-6 плотность 0,84 г/см3 . Резервные керосины – Т-1, ТС-1, РТ, Т-7П. В эксплуатации разрешается смешивание основного и резервных сортов топлива в любых пропорциях.
     Самолет оборудован тележечным шасси. Носовая стойка шасси двухколесная с грязезащитными щитками, убирается назад, по потоку. Основные стойки имеют конструкцию тележек, в которых колеса расположены тандемом  и со смещением по колее на величину зазора между ними, равную 20% ширины пневматика.  Такое шасси значительно снижает давление на грунт, что позволяет эксплуатировать МиГ-31 с грунтовых и ледовых аэродромов. Створки ниш основных стоек используются в полете в качестве отклоняемых на угол 44° тормозных щитков общей площадью 1,39 м", которые выпускаются в эксплуатационном диапазоне высот до V пр.=1200км\ч.




 

Характеристики МиГ-31

Обозначение НАТО

"Foxhound" ("Гончая")

Экипаж

2 человека

Год принятия на вооружение

1979

Размеры

Размах крыла, м

13.464

Длина самолета, м

21.62

Высота самолета, м

6.5

Площадь крыла, м2

61.60

Колея шасси, м

3.630

База шасси, м

7.110

Размах хвостового оперения, м

8.740

Массы

Нормальная взлётная, кг

41000

Максимально-допустимая взлётная масса,кг

46750

Предельно допустимая посадочная масса, кг

30000

Расчетная посадочная масса, кг

28000

Масса топлива во внутренних баках, кг

16350

Масса топлива в ПТБ, кг

4000

Силовая установка

Двигатели

2 ТРДДФ Д-30Ф6

Сухая масса

2420 кг

 

Тяга, кГc (кН)

нефорсированная

2?9270 (2x91)

форсированная

2?15500 (2x152)

 

На режиме МГ

2?450

Тяговооружённость  

0.76

Суммарный расход воздуха
через двигатель (на режиме "М") кг/сек.

150

Степень повышения давления воздуха
в компрессоре Пк

21.36

Лётные данные

Максимальная скорость, км/ч (М=)

на высоте 17500 м

3000 (2.83)

на малой высоте

1500

крейсерская

2400 (2.35)

Практический потолок, м

20600

Практическая дальность полёта без ПТБ, км

2500

Перегоночная дальность c ПТБ, км

3300

Боевой радиус действия при полёте к рубежу перехвата, км

на сверхзвуковой скорости без ПТБ

720

на дозвуковой скорости без ПТБ

1200

на дозвуковой скорости с ПТБ

1400

Продолжительность барражирования с подвесными баками, ч

3.6

Длина разбега, м

1200

Длина пробега, м

800

Посадочная скорость, км/ч

280

Время набора высоты 19 км, мин

8

Удельная нагрузка на крыло при нормальной взлётной массе, кг/м2

660

Максимальная эксплуатационная перегрузка

>+5

Бортовая РЛС СБИ-16 "ЗАСЛОН" (с фазированной антенной решёткой)

Дальность обнаружения цели, км

200

Дальность захвата цели, км

120

Количество одновременно сопровождаемых целей

10

Количество одновременно атакуемых целей

4

Зона одновременного сопровождения и обстрела целей по АЗ

70°

Зона одновременного сопровождения и обстрела целей по УМ

+70°..-60°

Диаметр антенны, м

1.1

горизонтальный сектор обзора

140°

ИК станция переднего обзора

Поле зрения по горизонтали

+\- 60°

Поле зрения по вертикали

+5°..-20°

Вооружение

Встроенное

Пушечная установка 9-ЕЮ-768 и пушка ГШ-6-23, калибр 23 мм; скорострельность 8000 выстр./мин; боезапас 260 снар.

Подвесное

Количество внешних узлов подвески

8

УР "воздух-воздух"

 Р-33, Р-40Т, Р-40ТД, Р-60, Р-60М, Р-73.

Стандартный вариант:

4xР-33 и 2xР-40ТД.

 

 

Оборудование
     Целевое обоpудование позволяет использовать истpебитель-пеpехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолётов или в качестве самолёта-лидеpа для управления действиями истребителей, имеющих менее совершенное БРЭО (МиГ-23,  МиГ-29, Су-27).
     Для решения задач дальнего перехвата и обеспечения полуавтономных действий в радиолокационном поле потребовалось оснастить самолет уникальной РЛС с фазированной решеткой и квазинепрерывным излучением, способной обнаруживать малоразмерные цели на фоне земли (единственная в мире серийная РЛС для истребителей с ФАР, имеющей только электронное сканирование). Самолёт оснащён импульсно-допплеpовской РЛС СБИ-16 «Заслон» большой мощности (диаметp антенны, установленной неподвижно, 1.1 м). МиГ-31 является пеpвым в миpе сеpийным истpебителем с ФАР, имеющим только электpонное сканиpование.
     Максимальная дальность обнаpужения цели с ЭПР 16 м2 - 200 км, дальность сопpовождения цели класса самолёт ДРЛО - 120 км, класса истpебитель - 90 км в пеpедней полусфеpе и, соответственно, 120 и 70 км в задней полусфеpе. Гоpизонтальный сектоp обзоpа РЛС - 140° , веpтикальный сектоp обзоpа +70/-60°.
     РЛС позволяет обнаpуживать и поpажать самолёты (в том числе и малозаметные), веpтолёты и КР в веpхней полусфеpе и на фоне земли. До 10 целей принимаются на автоматическое сопpовождение. Бортовой вычислитель «Аргон-К» выбирает из них 4 наиболее важные, на которые одновpеменно могут наводиться 4 pакеты Р-33. В отличие от амеpиканского истpебителя Гpумман F-14 «Tomcat», способного сопpовождать на пpоходе и одновpеменно наводить на pазличные цели УР AIM-54 «Феникс» в относительно узком сектоpе (+/-20°), РЛС самолёта МиГ-31 может pаботать в этих pежимах пpактически во всём сектоpе обзоpа.
     Истpебитель МиГ-31 оснащён теплопеленгатоpом 8ТП (инфракрасной системой поиска и сопровождения целей). Дальность обнаружения - до 50 км, горизонтальный угол обзора +/-60°, вертикальный +5/-20°. Датчик ИК-станции размещён в полуутопленном положении под носовой частью фюзеляжа на шарнирном подвесе, позволяющем выпускать его в полёте в рабочее положение. ИК-станция позволяет скpытно осуществлять поиск и пpименять оpужие (Р-40ТД и Р-60 с ТГС), а также действовать в условиях интенсивных pадиоэлектpонных помех.
     Наибольшая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырёх МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информацией и целенаведением в составе группы. Такой вариант боевого применения позволяет группе МиГ-31 из 4-х самолётов контролировать воздушное пространство шириной до 1000 км. Цифpовая система закpытой связи АПД-518 обеспечивает обмен pадиолокационной инфоpмацией в гpуппе из 4 самолётов МиГ-31 удалённых дpуг от дpуга на pасстояние до 200 км и наведение на цель гpуппы истpебителей имеющих менее совеpшенное БРЭО. Цифpовая закpытая линия обмена данными РК-РЛДН обеспечивает взаимодействие с наземным КП. Использование системы АПД-518 обеспечивает скpытую атаку цели истpебителем МиГ-31 пpи слежении за целью дpугим истpебителем, находящемся на безопасном удалении от самолётов пpотивника и тpанслиpующем pадиолокационную инфоpмацию на атакующий самолёт. Возможности ведения информационного обмена позволяют применять МиГ-31 для дальнего радиолокационного обнаружения, наведения на цель самолетов типа Су-27, МиГ-29. МиГ-31 - практически единственный самолет, который способен перехватывать и уничтожать крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах.
     В кабине оператора установлен крупноформатный индикатор тактической обстановки (ИТО), кабина лётчика оборудована цветным индикатором на лобовом стекле (ИЛС) ППИ-70В, созданным МКБ «Восход», не имеющем к настоящему времени серийных зарубежных аналогов. Система обеспечивает лётчика информацией, спроецированной в бесконечность, в виде светящихся цветных шкал, индексов, реперов и надписей. Выдаются сведения о баро- или радиовысоте, приборной скорости, курсе, тангаже, угле атаки, вертикальной скорости, числе М, дальности до ВПП, положении самолёта относительно заданной траектории, индексе директорного управления, команды «малый газ», «тормозные щитки», «частичный форсаж» и т.д. При ведении воздушного боя на ИЛС дополнительно может выводиться следующая информация: текущая дальность до цели, разрешённая максимальная и минимальная дальность пуска ракет, заданное число М, ошибки прицеливания по углу места и азимуту, прицельная марка, кольцо разрешённых пеленгов при пуске ракет различного типа, метка атакуемой цели в координатах по углу места и азимуту, коллиматорная сетка, команды «пуск», «отворот влево», «отворот вправо», «атака в ПП», «атака в ЗП» (всего 24 команды). Система обеспечивает нормальную работу на фоне облаков с уровнем освещённости 10000 кД/м2.
     Навигационный комплекс КН-25 предназначен для определения навига­ционных и пилотажных параметров, необходимых для управления самолетом при перехвате воздушных целей, полете по заданному маршруту, возврате в район посадки и заходе на посадку. КН-25 обеспечивает выполнение следующих задач:

  1. Счисление и выдачу географических координат местоположения самоле­та;
  2. Определение и выдачу текущих углов крена, тангажа, курса, величин го­ризонтальных составляющих путевой скорости, абсолютной и относительной высоты полета, истинной и приборной скорости, числа М полета, вычисленных значений азимута и дальности относительно навигационной точки, заданного путевого угла, заданного курса, азимута и дальности от наземного маяка РСБН (радийных), отклонений от равносигнальных зон курсового и глиссадного мая­ков, дальности до начала ВПП;
  3. Коррекцию счисленных координат местоположения самолета по данным радиотехнических систем ближней навигации (РСБН) и дальней навигации (РСДН);
  4. Выполнение полета по запрограммированному маршруту, возврат на за­программированный аэродром, заход на посадку и повторный заход на посадку;
  5. Программирование в БЦВМ "МАНЕВР" параметров 8 промежуточных пунктов маршрута (ППМ), 5 аэродромов, 5 радиомаяков РСБН. Параметры ППМ7, ППМ8, АЭР № 5, РМ № 5 возможно изменить в полете оперативно;
  6. Определение и выдачу для индикации основных пилотажно-навигационных параметров на приборы КПП и ПНП, а также сигналов работо­способности на бленкеры этих приборов;
  7. Определение и выдачу пеленга и дальности взаимодействующих самоле­тов.
     Погрешность комплекса в определении географических координат при автономном режиме работы (без коррекции от наземных РМ) не превышает - 6 км за 20 мин полета.
Время готовности комплекса к включению в режим "работа":
при нормальной подготовке -15 мин;
при ускоренной подготовке - 3 мин.
Погрешность определения и выдачи текущих углов крена, тангажа и
курса - не более 1°.
Навигационный комплекс КН-25 обеспечивает возможность применения самолёта на арктическом ТВД.

Вооружение
     Вооружение самолёта МиГ-31 включает УР большой дальности Р-33 (дальность пуска - 120 км), размещённых конформно парами одна за другой на четырёх полуутопленных узлах внешней подвески под фюзеляжем, УР средней дальности с ИК системой самонаведения Р-40Т(ТД) и УР малой дальности Р-60, Р-60М или Р-73 на четырёх подкрыльевых узлах подвески. Под фюзеляжем установлена шестиствольная пушка ГШ-6- 23 (калибр 23 мм, боекомплект 260 патронов, скорострельность 8000 выстр./мин, масса снаряда 200 г, начальная скорость 700 м/с), амбразура которой в нерабочем положении закрывается специальной створкой, что улучшает аэродинамику и снижает ЭПР самолёта.

Боевое применение
     МиГ-31 не участвовали в вооруженных конфликтах. В первую очередь они шли на переоснащение полков, прикрывавших небо Заполярья и Дальнего Востока. Вот боевая статистика только одного полка ПВО, базировавшегося на Камчатке, который незадолго до этого пересел на новые МиГ-31: в 1987 г. летчики части 214 раз поднимались на сопровождение самолетов-разведчиков, в 1988 г. - 825 раз. Сильно досаждали SR-71, Р-З Orion и КС-135.
     Появление нового вооружения в частях ПВО, естественно, сразу заметили на Западе и, хоть и не снизили интенсивности полетов вдоль границ, но хулиганить стали реже. Если до 1984 г. летчики 365-го ИАП, имея на вооружении устаревшие Cу-15, долгое время были беспомощны против разведчиков SR-71, то пересев на новые Су-27 и МиГ-31, успешно справлялись с возложенными задачами. Характерен перехват, имевший место 8 марта: пара МиГ-31 так "обработала" SR-71A в нейтральных водах, что тот, не выполнив задачу, ушел на свою базу. В декабре 1986 г. 72-й ГИАП (Амдерма) получил истребители 4-го поколения МиГ-31, и уже 27 мая 1987 г. одна из эскадрилий заступила на первое боевое дежурство. В тот же день экипажу МиГ-31 в составе гв.капитана Ю.Н.Моисеева и гв.капитана О.А.Краснова пришлось осуществить боевое воздействие на самолет-разведчик SR-71 и вытеснить его далеко в нейтральные воды.
     Характеристики американских высотных самолётов-разведчиков Lockheed SR-71, делавшие раньше эти крайне дорогостоящие самолёты неуязвимыми от истребителей ПВО, уже не могли спасаться от атак МиГ-31.

Состояние
     На вооружении ПВО России сейчас находится около 200 истребителей-перехватчиков Миг-31. Планируется модернизация всех имеющихся МиГ-31 до МиГ-31БМ.

Источники информации:

МиГ-31//Энциклопедия современной военной авиации. Минск-М, 2001. С. 213-215.

Авиабаза "Крон"
Испытатели
Авиационное видео
Испытатели МиГов (книга в электронном варианте)
Сайт АВВАКУЛ ПВО

Выражаю благодарность В.В. Козлову, В.Ф. Гладышеву, Н.В. Морозову, И.М. Кокоулину.

Материал подготовлен в рамках Интернет-проекта "МоГучий МиГ" (Минипортал по истребительной авиации. Впервые в Интернете женский взгляд на мужскую профессию).

Автор: Анастасия Исаева.

Фото из архива Козлова В., АВВАКУЛ-78

© Great MiG Project




Неофициальный сайт выпускников АВВАКУЛ
© 2004-