Саваслейка…

(Учеба, полеты, жизнь)
Ответить
Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 14694
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 6380 раз
Поблагодарили: 16308 раз
Контактная информация:

Саваслейка…

Сообщение Валерий Шатров »

Автор: Павел Боровик (АВВАКУЛ - 1971)

Саваслейка… «Как много в этом звуке для сердца летного слилось
Как много в нем отозвалось!....»

(Мотивы А. С. Пушкина о Москве )

В 80–м выпало счастье переучиться на самолетт нового, по тем временам, 4 –го поколения МиГ–23п. Море впечатлений! Встречи с В.Пашковым, М.Шуплецовым, бывшим замкомэском В. Крутько, давшим путевку в небо на Су-11. Новые люди, новая обстановка, красивые живописные осенние места… Снова ты «курсант», снова за партой, но уже с определенным жизненным багажем. Здесь все равны, все «студенты», великолепная возможность проверить свои силы в учебе, сравнить себя с другими.

Правда, с самого начала благое дело пошло как – то не так, наперекосяк, и продолжалось с приключениями до самого завершения. Полк в Саваслейку улетел бортами, мы с молодым ( 74г вып. ), перспективным и амбициозным замкомэском Н. Зайнудиным (в дальн. НЗ ) задержались на БД в ДС на трое суток, охраняя родное небо, прибыв к месту тепловозом в самый раз к сдаче 1 –го экзамена по БП РАВС.

Едва подошвы наших ног коснулись саваслейской земли, как мы стали свидетелями первой детективной истории : мимо нас, как слепень в жару, с ревом на бешеной скорости «летал, но очень низко» мотоциклист, как позже выяснилось – тамошний штурман. Когда мы дотопали до гостиницы, остановился и он, представившись : « Я Шилов! Я ищу Пегова!» (наш комэск). Мне поневоле вкралось подозрение, может ему шило в зад воткнули, поэтому носится как угорелый. Пегова он возил в Навашино за пивом, так обратно, бедолага, предпочел добраться автобусом. Не выдержал. Посмотрим, думаю, что ты за товарищ Шилов – Сухов. Смотреть, впрочем, пришлось не долго: года через три ( в начале 80-х) Шилов хулиганил в зоне на спарке, на нисходящих фигурах не хватило высоты… С собой прихватил еще и капитана.

Приключения, однако, продолжились. Второпях полистав конспекты товарищей, мы с НЗ направились на сдачу экзамена. Узнав от нас много «нового» для себя в характеристике вооружения самолета и его боевом применении, препод. « вошел в наше положение» и поставил нам проходные 4. НЗ был огорчен моим «успехом» и послеэкзаменационный обед пропустил. Так он делал всегда после экзаменов (всего их было 9). Дело в том, что НЗ решил проверить свой дар провидца, выдвинув гипотезу, что я не осилю переучивания. Нашел недоумка! Свое видение проблемы не скрывал: мог часами расхаживать вдоль наших кроватей и, пока я повторял материал, причитать: « Как он Паша наш не учит, все равно он цвай получит». Я не гасил его «свободный смелый дар» и не обижался т. к. сразу понял его ошибку в расчетах. Он не учел главного: я, как НШ, прибыл сюда без солдат, казармы, оружия, караула и журналов...

Здесь уместно перенестись во времени и пространстве на 4 года вперед. Итак, 84год, Курск. Сюда из столицы прибыла высокопоставленная комиссия от МО по вопросу реорганизации структуры авиагарнизонов, главной же целью мероприятия был эксперимент по отделению летного состава от технического. Проще говоря, боевые командиры должны заниматься не портянками, а летной подготовкой, как на рациональном Западе. По невероятному стечению обстоятельств, именно его, НЗ, только –что прибывшего из Академии на должность ком. АЭ «местные старожилы» быстренько назначили и. о. зам. по- летной и бросили на «съедение». Своего приберегли, отправив в отпуск. Время было тогда такое, что никто не хотел лезть « в жаркое». НЗ пришлось перед высокой комиссией держать ответ по тем вопросам, которые он как раз и не учел в варианте с недоумком. Работа с комиссией, увы, погубит его летную карьеру. В летную яму, которую он так усердно роет мне, сам потом и попадет.

Ну а пока переучивание идет своим ходом, набирая обороты. На 3-м экзамене случился «казус» : я, наконец, получаю свою первую 5, помогая двум товарищам определиться с такой же отметкой, а наш «герой» НЗ схватывает и вовсе 2 – «цвай». Бог с ним с обедом, который он пропустил –привычное дело! – как, думаю, он «запоет» в гостинице. А вот как: « Как ты Паша не учи, все – равно получишь три». НЗ не сдается, держит на своем! В авиации 3 что 2, но тон его несколько смягчился. Вопреки его прогнозу, все вышло как раз наоборот: я первым закончил переучивание, хотя приехал последним. НЗ негодовал: «Есть у нас один жилец, з….л он нас вконец!»

Но вернемся вновь к событиям в Курске. Комиссия дергала НЗ, данные ему приходилось буквально высасывать из пальцев, спать ему не давали ни днем, ни ночью. Пол – месяца работала комиссия и всего два дня НЗ не дотянул до ее отъезда – хватануло сердце. Вскоре в СВВАУЛШ появился новый преподаватель…. Впрочем, такое словосочетание вы уже слышали в моих рассказах, правда про другого фигуранта. Выходцы из Ефремова щедро омолаживали педагогический корпус СВВАУЛШ.

В конце нулевых вместо авиагарнизонов появились авиабазы, где летчики стали называться « летной группой», но главное изменилось в сути: летчики стали заниматься только летной подготовкой. Но мы должны помнить, что первым, стоявшим у их истока и поплатившийся своей летной карьерой, был НЗ.

Эпилог. По этическим мотивам в фамилии Зайнудин одну букву я умышленно изменил, хотя считаю, что в текстовом варианте она ему более подходит. НЗ менее двух лет осваивал МиГ -23п, затем академия, злосчастный Курск, СВВАУЛШ… А как предсказатель НЗ не так уж и плох: он только фамилию не угадал не осилившего переучивания Н. Аришина. Я сполна насладился и ТП и боевыми возможностями этого с – та, пролетав на нем более 10 лет...

Выполнил и нештатную посадку с уборкой РУД на МГ над ДПРС и до самого касания ВПП. Не ругали - были ЛТУ, а я выскочил в суматохе на Дальний : V =500; Н=500. Хватило и того и другого. До Ближнего не снизишь, а после, - сыпется как камень, но РУД не тронул ( для истории!). Прошу не повторять! Объяснение дам в рассказе «Посадка».

Там будут совсем другие фигуранты, все наши: Н. Греков, М. Жуков, В. Савеленко, Г. Висков, а также инструктора Покладов (Аджикабул) и А. Г. Коваленко (Майкоп). Без паники, друзья , все прохОдите хорошо!

...Прожитая в авиации жизнь оставила всего –то несколько рассказов, сосчитать хватит пальцев рук, но этот о переучивании всегда будет стоять особняком: в моей скромной летной биографии - это символ, памятник и итог почти четвертьвековой летной работы.
И вновь, и вновь в моем сознании будет прокручиваться:
"Саваслейка…. Как много в этом звуке"…

Январь 2013г.

Аватара пользователя
Решетняк-80
Сообщения: 481
Зарегистрирован: 22.02.2006 13:52
Год выпуска: 1980
Откуда: Пермь
Благодарил (а): 170 раз
Поблагодарили: 478 раз
Контактная информация:

Сообщение Решетняк-80 »


Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей