НАШИ ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(Люди, самолеты и все что с ними связано, история авиации)
Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 14766
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 6515 раз
Поблагодарили: 16414 раз
Контактная информация:

Сообщение Валерий Шатров »

Изображение

Оздоев Мурад Ахмедович
10. 3. 1922 - 25. 2. 1999
Герой России

Оздоев Мурад Ахмедович - в годы Великой Отечественной войны летчик 431-го Краснознаменного истребительного авиационного полка 315-й Рижской истребительной авиационной дивизии 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта, младший лейтенант авиации в отставке.

Родился 10 марта 1922 года в селе Назрань (ныне город, столица Республики Ингушетия). Ингуш. После школы приехал в Грозный, работал на предприятиях города. Успешно окончил Грозненский аэроклуб.

С 1940 года - в Красной Армии. Окончил Армавирскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году.

В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны с лета 1941 года. Воевал на Западном, Сталинградском, Брянском и 2 Прибалтийском фронтах. Первую победу в воздушных боях одержал на Орловском направлении в сентябре 1941 года. Сражался в составе 431-го истребительного авиационного полка, летал на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9.

За период войны совершил 248 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 8 самолетов противника лично. В одном из боевых вылетов четверка немецких истребителей попыталась подловить на взлете с аэродрома четыре наших самолета, в том числе и младшего лейтенанта Оздоева. К счастью, атака врага была вовремя замечена. С большим трудом летчикам удалось увернуться от огня врага и набрать высоту. Прямо над аэродромом разгорелся воздушный бой, четыре на четыре. Но в равном бою враг оказался не силен: вскоре три истребителя рухнули на землю, четвертому удалось бежать. В нашей четверке ни один самолет и пилот не пострадали. Одна победа тогда была на счету Мурада Оздоева.

Последний боевой вылет летчика состоялся 25 января 1944 года, на прикрытие штурмовки железнодорожной станции Маево Новосокольнического района Псковской области. Над целью истребитель был поврежден попаданием зенитного снаряда. Мурад Оздоев направил самолет на эшелоны врага, сам в последний момент выбросился с парашютом. При взрыве получил тяжелые ранения и в бессознательном состоянии захвачен в плен. Далее были гитлеровские концлагеря в Восточной Пруссии и Чехословакии, две неудачные попытки побега, жестокие избиения и пытки. Только 8 мая 1945 года лагерь, где находился Мурад Оздоев, был освобожден советскими войсками.

Видевшие огненный таран Оздоева боевые товарищи доложили об его гибели. Командир полка представил его посмертно к званию Героя Советского Союза. Но награждение не состоялось, так как через месяц началась массовая депортация ингушей в Среднюю Азию. После освобождения Мурад Оздоев вернулся в свой полк, был в радостью встречен боевыми товарищами. Его восстановили в звании, вернули в строй, даже назначили командиром звена. Но всё оказалось тщетным - в январе 1946 года по требованию органов госбезопасности Оздоев был уволен из Вооруженных Сил и депортирован вслед за своей семьей в Акмолинскую область Казахстана. Только в 1957 году он вернулся на родину. Проживал в Назрани.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1995 года младшему лейтенанту авиации в отставке Оздоеву Мураду Ахмедовичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Награжден орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, медалями. Скончался 25 февраля 1999 года.

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7808

Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 14766
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 6515 раз
Поблагодарили: 16414 раз
Контактная информация:

Сообщение Валерий Шатров »

Изображение Изображение

Изображение

Георгий БАРАНОВ

За годы войны выполнил 140 боевых вылетов, провел 40 воздушных боев и сбил 12 самолетов противника. За что был трижды представлен к званию Героя Советского Союза, но Золотой звезды так и не получил.

85-летний житель Ольховатки, что в 237 км к югу от Воронежа, Георгий БАРАНОВ еще вполне бодр. Разводит пчел и любит поохотиться, особенно зимой на лыжах. А вот войну вспоминать не любит, как и большинство фронтовиков. Но земляки знают: Георгий - бывший летчик-истребитель.

В коридоре маленькой квартирки героя войны стоят широкие лыжи. Зимой на них Георгий Баранов лису подстрелил, за которой прошел километра три. Так что жаловаться не на что. Вот разве крыша немного поехала - но не в смысле здравости ума, в этом отношении Георгий Антонович даст фору куда более молодым землякам. Просто почти все 13 лет, которые он живет на последнем этаже трехэтажки по улице Октябрьской, у него течет потолок, а коммунальщики никак не могут решить эту проблему. Воевать с фашистами, видимо, летчику-истребителю было проще, чем с коммунальщиками. Да и судьба научила - жди, пока в человеке совесть заговорит сама. К 9 Мая она иногда и у мелких властей просыпается.

Священная корова

Георгий Антонович где родился, там и сгодился, там последние 40 лет и живет. После школы поступил в Россошанский птицеводческий техникум, но кумиром его был легендарный летчик Валерий Чкалов. Перед самой войной в городе открылся планерный клуб. И первый же летный опыт Баранова чуть крест на мечте о небе не поставил - на взлете будущий ас Великой Отечественной запоздало сбросил трос, и планер, который разгонялся грузовиком, задел крылом корову из стада, проходившего по краю аэродрома. Начальник клуба наорал на оплошавшего курсанта, обозвал «хулиганом» и отстранил от полетов. Жорка заплакал, и эти слезы, на его счастье, увидел прилетевший в Россошь из воронежского аэроклуба инструктор Морозов. Он приказал парню сесть вместе с ним за штурвал учебного самолета У-2 и скомандовал: «Делай, как я». Старательность 16-летнего мальчишки подкупила летчика, и хулиган был реабилитирован, а вскоре - направлен в Армавирское летное училище, откуда уже вышел летчиком-истребителем.
Июнь 41-го Баранов встретил в Белой Церкви под Киевом, но вскоре вместе с товарищами оказался в глубоком тылу - пришлось осваивать новые типы самолетов. Испробовал 32, а практически всю «свою» войну отлетал на американской «Аэрокобре». Его Отечественная началась с 1943 года. Георгий попал в 28-й гвардейский истребительный Ленинградский ордена Кутузова авиационный полк 5-й гвардейской истребительной авиадивизии 11-го истребительного авиакорпуса 3-й воздушной армии. За два месяца летчики авиаполка сбили на «родном» для Баранова Воронежском фронте 61 самолет противника. Свой личный счет Баранов открыл так:
- Пробились через облака, выхожу прямо на кресты фюзеляжа - «Мессершмитт-109». Я грохнул разом изо всех пулеметов. И ничего не пойму - в моей кабине дым, гарь. Ничего не видно! Подбит? Нет - вроде лечу! И вдруг чистое небо прорезалось. Оказалось, гарью все заволокло от этого моего залпа, а фашист загорелся и вниз пошел.
Самого Баранова сбивали трижды. Будучи раненным в небе Литвы, выбросился с парашютом из горящей машины. Приземлился возле шоссе, а вокруг бой идет - с одной стороны фашисты, с другой - наши. А он - точно между ними с пистолетом в руке. В тот раз пронесло. Впрочем, удача сопровождала летчика всю войну, память о которой хранят перепутанные листы из его летной книжки.

Изображение
В лётную книжку записывались все данные о вылетах БАРАНОВА

Нет права убивать

- В начале войны к Герою представляли за шесть сбитых самолетов, позже - за восемь, потом - за десять, - говорит Георгий Баранов, воевавший в небе Украины, Северного Кавказа, Восточной Пруссии, Польши, Германии. - Меня к Золотой звезде в 1945 году представляли, да только особисты не дали хода документам.
Копнули подноготную истребителя Баранова, и выяснилось, что его отец Антон Иванович еще в конце 30-х владел лошадью и парой быков - стало быть, кулак, а какой из кулацкого сына Герой Советского Союза? Да тут с батей еще история приключилась, за которую сын поплатился карьерой.
Весной 1942-го вместе с другими колхозниками Антон Иванович перед приходом немцев перегонял скот в глубокий тыл, а когда возвращались, немцы уже заняли весь юг области. Подошли с товарищами к Дону, чтоб переправиться домой, а особисты гонят их прочь, мол, там фашисты. Мужики прошли еще несколько километров и опять к берегу - на той стороне под фашистами их семьи, а им что, в кустах сидеть? И нарвались на тех же особистов, ну и задержали колхозников за «попытку перейти на сторону противника» как изменников родины.
Да и сам Георгий в 1943 году «отличился». Командование части поощрило его краткосрочным отпуском домой. Фашистов только-только разгромили под Сталинградом, и они откатились со всего юга страны. Посидел с родными, поддал немного и пошел к соседу выяснять, почему во время немецкой оккупации тот оказался старостой и сдавал земляков. Слово за слово, вспыхнула ссора. «Мы там воюем, а ты здесь врагам прислуживал!» - вскипел фронтовик. И для убедительности выложил на стол личное оружие. Староста дернулся к нему, Баранов выстрелил, уложив мужчину одной пулей.
Разумеется, особисты о самосуде прознали быстро. Когда Георгий прибыл в часть, командир вызвал к себе и с хитрецой поинтересовался, что подчиненный поделывал в отпуске. Тот, как на духу, признался. «И все равно - не имел ты права его убивать!» - бросил полковник.


Изображение
Георгий Антонович (слева) снялся на память с боевыми товарищами, 1945 год

И хоть навоевал Баранов на Золотую звезду, звание Героя Советского Союза ему не присвоили. А что до боевых наград, то как-то командир после удачного вылета наградил истребителя сразу тремя (!) орденами Славы III степени. «Держи, а после войны обменяешь на первую и вторую степени», - сказал он. Приказов и представлений на эти награды не было, а после демобилизации в 1946-м Баранову было не до оформления бумаг. Так они и хранятся до сих пор у ветерана рядом с орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды.
По состоянию здоровья летать он уже не мог - сказались ранения и контузии. Предлагали остаться адъютантом командующего армией, но летчик-истребитель отказался от «паркетной» службы. Вернулся домой и около 40 лет проработал в родных местах учителем географии и начальной военной подготовки. Эти предметы он прекрасно успел изучить всего за четыре года войны.

Экспресс газета
Опубликовано 07 Мая 2009 г. Номер 18 (743)

http://www.mkommunar.ru/?lev1=14&id=12534

Аватара пользователя
dimon878
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29.02.2012 14:47
Год выпуска: 1999
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

Сообщение dimon878 »

Большинству современной молодежи известен лишь подвиг "Брестской крепости" и "Сталинградская битва" - уже осталось мало ветеранов от которых можно в живую услышать рассказы о войне. Но в последние годы появилось множество замечательных документальных фильмов о неизвестных и забытых героях Великой отечественной войны:

Студия крылья России сняла цикл коротких документальных фильмов о Героях Советского союза (в основном Великой отечественной), к сожалению он только раз показывался по центральным каналам и его не все успели посмотреть (46 серий всего)

Кроме того добавлю несколько отдельных документальных фильмов по безымянным героям Великой отечественной, о подвиге которых стало известно от местных жителей и из немецких докладов:

Огненный экипаж - 3 июля 1941 года по оккупированному Минску совершил рейд танк Т-28. В составе экипажа были курсанты училища, старший сержант сверхсрочной службы и один офицер в звании майор. По ходу движения этот случайный экипаж неоднократно вступал в бой, уничтожил вражескую автоколонну, большое количество живой силы и бронетехники. На окраине Минска танк был подбит. Двое погибли сразу. Судьба остальных сложилась по-разному. Свидетелями этого рейда стали жители оккупированного города. После войны они восстановили эту историю…

Один в поле воин. Подвиг 1941-го - Лето 1941-го. Танковая армада немецкого генерала Гудериана рвется на Восток. Кажется, ничто не может ее остановить. И вдруг на мосту у деревни Сокольничи колонну встречает шквал артиллерийского огня. Загорается головной танк, за ним второй, третий. В панике автоматчики, идущие за броней. И только через три часа боя немцы обнаруживают: разгром учинила не батарея русских, а один-единственный солдат с пушкой. Из документов убитого они узнали, что зовут артиллериста Николай Сиротинин. Немецкие танкисты похоронили его с воинскими почестями. Очевидцами этих беспрецедентных похорон стали жители деревни, а позже, в 1943 году, был обнаружен дневник офицера вермахта с описанием подвига русского артиллериста.


Еще рекомендую очень интересный документальный цикл "Города Герои" (полу художественный) производства Белоруссии, 2011 года - в каждой серии цикла рассказывается об одном из 12 городов-героев. Причем рассказываются не только общеизвестные факты об обороне, но и понятно показывается - как строилась оборона городов (схемы, 3D анимация), как были вооружены обороняющиеся, как всё было в те дни - рассказывает ведущий и ветераны описываемых событий.
Я просмотрел только половину серий цикла, и рекомендую документальные фильмы Города - Герои: Тула, Города - Герои: Новороссийск и Города -Герои: Сталинград.

Всегда тут, Отвечу всем! спрашивайте что вас интересует :) - от первой мировой до войны в Ираке, кроме того могу рассказать про все военные киножурналы Второй мировой войны - всех стран участниц.
Великая отечественная война - в хронике и лучших документальных фильмах

Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 14766
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 6515 раз
Поблагодарили: 16414 раз
Контактная информация:

Сообщение Валерий Шатров »

Касимов Ибрагим Заидуллович

Изображение

Касимов Ибрагим Заидуллович учился в Армавирском лётном училище. с 1943 по 1944 год воевал на Втором Белорусском фронте. Возвращаясь с разведывательного полёта был подбит огнём немецкой зенитной артиллерии, но сумел вернуться на свой аэродром. Был демобилизован в декабре 1944 года. Умер в марте 1997 года.

http://pomni.glazov.net/view.php?page=74

Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 14766
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 6515 раз
Поблагодарили: 16414 раз
Контактная информация:

Сообщение Валерий Шатров »

Изображение Изображение Изображение

Леонид Ильич Ясаков

- Где и когда Вы родились, Леонид Ильич?

- Родился в Оренбургской (Чкаловской) области в 1923 г.

- Во сколько лет Вы ушли на фронт?

- В семнадцать лет.

- Кто Вы по образованию?

- Закончил Армавирское авиационное училище.

- Где Вы воевали?

- Воевал на 1-м Украинском фронте, во 2-й воздушной армии.


О себе Леонид Ильич говорит скупо и сдержанно: «Да, совершал боевые вылеты, участвовал в воздушных боях, и жизнью приходилось рисковать. Дошел, вернее, долетел до Берлина, оставил автограф на стене рейхстага».
Бывший военный летчик Ясаков рассказывает о суровой военной молодости, об авиаэскадрильи «Курский колхозник»: «После освобождения Курской области от гитлеровских аккупантов, местное население включилось в активный сбор средств на строительство самолетов для Красной Армии. Энтузиазм людей, вызволенных из немецкого плена, был настолько велик, что они отдавали последнее». На собранные всем миром деньги коллектив Саратовского авиазавода выполнил специальный заказ, изготовил 12 истребителей ЯК-9, составивших эскадрилью «Курский колхозник».
8 сентября 1944 года на полевом аэродроме под Курском самолеты были переданы летчикам 355 истребительного авиаполка, прибывшим с фронта. Здесь был и он. 19-летний выпускник Армавирского летного училища, младший лейтенант Леонид Ясаков. Леонид Ильич рассказывает: «На небольшом аэродроме народу собралось много: делегации из районов Курска, местные руководители. Мы, летчики, выстроились возле новеньких машин. Еще когда мы их рассматривали, запала в душу надпись на борту одного из самолетов. Она была выведена куском кирпича детской рукой: «Дяденьки-летчики, бейте проклятых фашистов. Коля и Леша». Через несколько дней мы улетели с этого аэродрома прямо на фронт».
В газете «Белгородская правда» от 8 сентября 1944 года сообщалось: «Авиационной части товарища Василевичева, куда входит авиационная часть товарища Творогова, было вручено от имени Верховного совета СССР Красное Знамя». Летчики, вылетавшие на фронт, дали клятву, не уронить чести Знамени.
355-й полк сражался в составе второй воздушной армии на Сандамирском плацдарме, участвовал в Висло-Одерской операции, громил противников в Германии, прикрывая штурмовики и бомбардировщики. До конца войны экипажи полка совершили более 1000 боевых вылетов, сбили 70 вражеских самолетов, уничтожили немало наземных целей. За мужество и доблесть 355-й истребительный полк был награжден орденами Кутузова и Александра Невского.
Отгремели залпы победы в Берлине, но боевые полеты для летчика Леонида Ясакова продолжались. Он участвовал в освобождении Праги. Ведь бои за столицу Чехословакии полыхали еще несколько дней после победы. 12 мая 1945 года погиб один из летчиков авиасоединения, которого оплакивала вся часть. Вскоре полк приземлился на венгерском аэродроме, где продолжалась военная служба Леонида Ясакова. Там в Венгрии он и познакомился с симпатичной белгородской девушкой Машей. Мария Николаевна гордилась тем, что за службу ее муж был отмечен орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалью за боевые заслуги.
В начале 1950-х супруги Ясаковы приехали в Белгород и связали с ним дальнейшую судьбу, вырастили 2-х дочерей и сына, 6-х внуков и правнук радует деда. Уйдя в запас, Леонид Ильич работал на цементном заводе, в автобазе, в горремстройтресте, вел активную общественную работу, встречался с молодежью, однополчанами.

Памяти встрече в Курске в дни празднования 40-летия победы.

Она была самой представительной, приехали ветераны 355 истребительного полка из Москвы, Киева, Ростова-на-Дону и др. городов страны. С Курской землей их породнил 8 сентября 1944 года – день рождения эскадрильи «Курский колхозник». Особенно торжественной, взволнованной была встреча летчиков с замечательными людьми, женщинами-труженицами, активистками, с теми, кто провел тогда во время войны огромную работу по сбору средств, и кто передавал построенные самолеты летчикам с наказом: «Бейте лютого врага беспощадно, несите на крыльях самолетов «Курский колхозник» наш священный гнев, нашу ненависть к фашистским извергам».
«Пусть враг еще и еще испытает силу непобедимого оружия, которое дает своей армии народ», - писала «Курская правда» 9 сентября 1944 года. И потому на той памятной встрече ветераны мало вспоминали о боевых вылетах и воздушных боях, о сбитых самолетах. Чаще в памяти фронтовиков всплывали мельчайшие подробности того сентябрьского дня 1944 года. Узнавали себя на фотографиях в музее боевой славы.
Встретились летчики тогда с героем труда Клавдией Егоровной Борисенко. Селяне руководимого ею колхоза «Россия» Октябрьского района собрали на строительство самолетов почти 30 тыс. руб. «Клавдия Егоровна, - обратились к ней ветераны полка, - а ведь Вы дарили нам тогда не только самолеты. Все мы помним прекрасные помидоры, привезенные Вами из Вашего колхоза». «Ну, а как же, и я помню помидоры, - сквозь слезы проговорила Клавдия Егоровна. – Для вас, родные вы наши, мы ничего не жалели, лишь бы вернулись живыми домой. И рады, что вернулись, и снова мы встретились». «Спасибо, тебе мать за все», - произнес тогда Виктор Дмитриевич Севирский. А Клавдия Егоровна продолжила: «Да, перед моими бабами надо встать на колени. Когда я заходила в дома, то люди отдавали последнее, хоть и сами оставались ни с чем». Из их числа и Анна Никитична Грошкина. В то время молоденькая девушка с косами, в белом платьице, которую запечатлел тогда фотокорреспондент «Курской правды» Богданчиков при передаче одного из самолетов как раз ему, летчику Ясакову. Представляете, что пережили в душе эти два человека, увидившиеся спустя 40 лет. «Ну, здравствуй, дорогая ты наша девушка в белом платьице», - сильно волнуясь, произнес тогда Ясаков. И искренне расцеловал Анну Никитичну, к которой уже пробирались другие летчики. Каждому из них хотелось обнять, сказать какие-то теплые слова этой женщине. «Хоть и с некоторым опозданием, но должны доложить Вам Клавдия Егоровна и Вам Анна Никитична, что наказ курян летчики эскадрильи и всего полка с честью тогда выполнили», - сказал Виктор Дмитриевич Севирский из Харькова.
И еще помнится ветерану встреча, которая оказалась для них настоящим сюрпризом. Услышав вдруг команду: «Боевое Знамя 355 полка внести!», встрепенулись бывшие летчики, стали по стойке «смирно», отдавая честь боевому знамени. «Молодцы, ребята-следопыты, - срывающимся голосом проговорил бывший летчик эскадрильи «Курский колхозник» Безруков. – Организовали встречу с нашей святыней, Знаменем полка, который мы с честью донесли до Берлина». Один за другим подходили бывшие воины к развернутому Знамени полка, приклонив колено, целовали его, и никого из присутствующих этот ритуал не оставил равнодушным.
«А потом, - вспоминает Леонид Ильич, - была поездка на место, где состоялся тот сентябрьский митинг 44-года». «Ребята, вот она наша взлетная полоса», - воскликнул бывший командир 2 полка Павел Сергеевич Чаплыгин. «Шебекинец, мой хороший товарищ», - с гордостью подчеркнул Ясаков. За удачно проведенные бои командир был награжден орденом боевого Красного Знамени. И продолжил Ясаков: «Вот отсюда, с этой взлетной полосы, помахав крыльями курянам на прощанье, полк взял курс на Запад.
На фюзеляжах самолетов вырисовывалась надпись «Курский колхозник». После этого нас на фронте называли курянами».

Скажите, а сколько лет вашему соседу? Всегда подтянутый, с военной выправкой, всегда собранный. И когда отвечаешь, что бывшему военному летчику Леониду Ясакову 80 лет, никто не верит. Еще бы. Мы знаем, и то не верим. Мы по-соседски, дружелюбно называем его наш Ильич. Ильич непоседа, заядлый рыболов и охотник, любитель путешествий, поездок, а еще он интересный собеседник, преданный друг и товарищ, заботливый отец и дедушка.
О своей музе, как он называл Марию Николаевну, вспоминает тепло и с любовью, тоскуя и не смирясь до сих пор с потерей. Они прожили с ней душа в душу целых полвека.
«Ильич, опять куда-то засобирался»? «Да, поеду правнуков в Калининград проведаю». По возвращении, не прошло и месяца, в Крым к друзьям помчался. А вдруг поворот совсем в другое направление. Летит в Красноярск-Туруханск наш охотник-рыболов на осенне-зимний сезон. Его там встречает сын Станислав. Провожает его до таежной зимовки, где Леонид Ильич живет месяц, другой в обществе верного пса. А чтобы не чувствовать себя оторванным от мира, берет с собой переносную радиостанцию. Угощал нас своими деликатесами из трофеев, добытых своими руками. В последнее время чаще стал санаторий посещать. То в Пятигорск, а этой осенью в Красиво отдыхал, не забыв прихватить рыболовные снасти с собой. Любит посидеть с удочкой на бережку, а зимой – у лунки. Больше всего ему интересен сам процесс рыбалки, а не результат. В небольшой 3-х комнатной квартире на 3 этаже 9-тиэтажного дома – чистота и порядок. Недавно ремонт сделал. Он все своими руками привык делать. И по-прежнему Леонид Ильич Ясаков верен фронтовой дружбе. Были еще и продолжаются по сей день встречи на Курской земле. «Но, - вздрогнувшим голосом говорит ветеран, - к сожалению, из эскадрильи нас осталось очень
мало». И вспоминает: «Несколько лет назад умер командир эскадрильи Алексей Творогов; которому так и не удалось пройти победным шагом по столице поверженной Германии». 16 апреля 1945 года он был тяжело ранен. После лечения он вернулся в родное Подмосковье.
В мае 1999года на встрече в Курске их было всего 3-е ветеранов: Лукащук из Ялты, Рыбка из Артемьевска и Ясаков из Белгорода. Они приехали в училище № 1, как в дом родной, где их очень ждали. В честь 55-летия эскадрильи возле училища посажена каштановая аллея. Ветеранам и тем селянам, которые собирали деньги на строительство самолетов, были вручены подарки.
Ярким впечатлением для бывших летчиков была поездка на автопоезде по местам боев, на южный фас Курской Дуги, в Прохоровку. Там произошла неожиданная встреча с депутатом государственной Думы Николаем Ивановичем Рыжковым. Он принял из рук ветерана памятный нагрудный знак «Эскадрилья «Курский колхозник».

Но как бы ни было трудно, вот такие люди выдержали все испытания, доказали свою непобедимость, свое могущество и силу. Выдержала огромная страна несмотря ни на что, благодаря закалке воли и мужества.
Пройдут годы, десятилетия, уйдут из жизни свидетели огненных лет Великой Отечественной войны, но не зарастет тропа к обелискам вечной памяти и скорби. Пока жив народ, будет жить и святая память о тех, кто сложил за него голову, защитил отечество.


Работу выполнила: Савченко Татьяна Николаевна ученица 11 «А» класса
Руководитель: Косовцова Инна Валерьевна – учитель истории
Белгород 2005


Изображение Изображение

Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 14766
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 6515 раз
Поблагодарили: 16414 раз
Контактная информация:

Сообщение Валерий Шатров »

Изображение


"Курский колхозник" еще в полете


В годы Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии находилось немало танков, самолётов, изготовленных на народные пожертвования. В числе «боевых единиц» отважно сражалась в небе эскадрилья «Курский колхозник», о которой наша газета писала в прошлом не раз. Напомним вкратце историю лётного подразделения.После освобождения в 1943 году Курска и районов области от гитлеровских оккупантов население активно включилось в возрождение народного хозяйства. Несмотря на неимоверные материальные трудности, люди старались помочь, чем могли, воюющей армии. Были собраны значительные денежные средства, а на фронт отправлены сотни пудов зерна, мяса, картофеля. В ответ Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин в правительственной телеграмме от 25 апреля 1943 года передал трудящимся Курской области свой братский привет и благодарность Красной Армии.

Спустя год куряне вновь собрали средства, на этот раз на строительство самолётов эскадрильи «Курский колхозник». 8 сентября 1944 года на лётном поле в Рышково новенькие истребители ЯК-9, прибывшие с авиационного завода, были в торжественной обстановке переданы лётчикам. Атмосферу всеобщей радости и ликования запечатлели фотоснимки, хранящиеся в Государственном архиве Курской области.

Один из 12 самолётов получил молодой лейтенант Леонид Ясаков. Уже в наши дни подполковник в отставке Леонид Ильич Ясаков, награждённый орденами Отечественной войны, Красной Звезды и боевыми медалями, вспоминал тот волнующий момент:

- На борту каждого истребителя красовалась надпись «Курский колхозник». Врезались в память корявые строчки на обшивке, выведенные детской рукой осколком кирпича: «Дяденьки лётчики! Бейте фашистов насмерть. Эти самолёты делали вместе со взрослыми 14-15-летние мальчики. Коля и Лёня».

Прямо на поле руководители Курской области вручили нашей авиационной части Красное знамя, учреждённое Верховным Советом СССР. Мы, лётчики, улетавшие на фронт, дали клятву не уронить чести знамени…

Самолёты ЯКи девятой модели превосходили немецкие истребители. Освоение новой техники прошло в Курске успешно. И уже осенью 1944 года эскадрилья в составе 355-го полка 181-й истребительно-авиационной дивизии 2-й воздушной армии вела бои на территории Польши. Лётчики надёжно прикрывали штурмовиков и бомбардировщиков, атакуя самолёты с чёрными крестами. До конца войны экипажи полка совершили более тысячи боевых вылетов, сбили 87 самолётов, уничтожили немало наземных целей. За вклад в победу над Германией 355-й авиаполк был награждён орденами Кутузова и Александра Невского.

Как рассказывали впоследствии ветераны, за восемь месяцев участия в боевых действиях эскадрилья «Курский колхозник», одна из лучших в полку, потеряла лишь один самолёт, но сам пилот, к счастью, остался жив. К маю 1945 года в лётном составе эскадрильи не произошло ни одной потери, авиаторы с победой вернулись домой, к мирным делам.

Минули десятилетия. Разорванные было связи воздушных побратимов восстановились. В конце 70-х годов они впервые после войны собрались дома у курянина Михаила Фёдоровича Мальцева. Надо ли говорить, какой душевной и трогательной оказалась та встреча! Позднее стали регулярными и более масштабными слёты ветеранов полка и эскадрильи «Курский колхозник» в Москве, Ялте, Симферополе, Харькове, Тбилиси и в самом Курске под шефским крылом коллектива профессионального училища №1. Автор этих строк стала свидетелем памятного события в мае 1999 года, когда бывшие лётчики встретились с бывшими колхозницами из Октябрьского и Курского (в прошлом Бесединского) районов – теми самыми, кто осенью 1944 года передавал боевые самолёты экипажам эскадрильи. Немолодые уже женщины, повязанные по сельской «моде» платочками, смущались от всеобщего внимания, вспоминали военное лихолетье, плакали. Скупые мужские слёзы выдавали волнение и ветеранов.

Последняя встреча воздушных побратимов состоялась в Курске в мае 2000 года в честь 55-летия Великой Победы – авиаторов-фронтовиков пригласили тогда в ПУ №1 на открытие музея 2-й воздушной армии. Значительная часть материалов, собранных под руководством энтузиаста-краеведа преподавателя истории Т.Н. Дюкаревой, посвящена боевому пути авиаэскадрильи «Курский колхозник». В числе дорогих гостей были В. Кивокурцев из Пермской области, В. Рыбка и И. Баранов с Украины, Л. Ясаков из Белгорода.

С Леонидом Ильичом Ясаковым мы стали переписываться, перезваниваться, а совсем недавно 84-летний фронтовик прислал из Белгорода грустное письмо – спокойно читать его нельзя, слова проникают в самую душу:

«Мне всё труднее становится писать – плохо видят глаза, но ещё труднее вспоминать и вновь переживать то, что выпало на нашу долю.

Передо мной личный список однополчан. Из лётного состава 355-го истребительно-авиационного полка в живых остался я один. Но я их всех вижу перед собой молодыми, какими запомнил на войне. Храбрый человек командир полка подполковник Ерёмин Алексей Устинович – он лично уничтожил 18 вражеских самолётов, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Наш комэск старший лейтенант Творогов Алексей Архипович был чуть постарше нас, недавних выпускников лётного училища, но уже опытный пилот, обучал, как вести себя в боевой обстановке, хвалил за успехи, журил за промахи, вдохновлял ребят собственным примером. Тепло вспоминаю своих товарищей – курян М.Ф. Мальцева и В.Д. Сиверса, И.А. Синицына, Ю.Б. Молочкова, П.С. Чаплыгина, Н.Ф. Лукащука, И.М. Безрукова, А.А. Зозулю, В.Н. Павлова, Сумбатьяна из Тбилиси, всех остальных.

Время творит своё чёрное дело, и с этим ничего не поделаешь. Из тех, кто приезжал на встречи, нет уже в живых 33 человека. В этом году умер Павел Сергеевич Чаплыгин, годом раньше – Николай Филиппович Лукащук, жаль, что я не смог проводить их в последний путь. По мере возможности навещаю семьи моих боевых товарищей – бывал в Москве, Артёмовске (Украина), в Ялте, Саках (Республика Крым). Память не должна зарастать травой забвения.

У нашей дружной эскадрильи был неписаный закон: самое надёжное оружие в бою – товарищество. В более обобщённом смысле единение – та нравственная основа, которая может помочь народу сплотиться во имя патриотической идеи строительства крепкого, могучего государства».

Если вдуматься, то это частное послание приобретает значение важного человеческого документа. Из таких вот документов и создаётся историческая летопись Отечества.

Тамара ГРИВА.
9 мая 2007
"Курская правда"

Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 14766
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 6515 раз
Поблагодарили: 16414 раз
Контактная информация:

Сообщение Валерий Шатров »

ГОЛЬДИН Евгений Исакович

Изображение

Е. И. Голъдин родился в 1922 г.

В 1940 г. после окончания 10 класса поступил в Аэроклуб.

В 1941 г. поступил в Армавирское лётное училище, в 1942 г. был направлен в Иран.

С 1944 г. на фронте сделал 64 боевых вылета на ИЛ-2. Закончил войну в Польше.

Награждён двумя орденами «Красной звезды» орденом «Красного знамени» медалями «За взятие Кинексберга», «За боевые заслуги» и др.

В 1961 г. Е. И. Гольдин демобилизовался.

С 1970 преподаватель НВП. С 1979 по 1981 г. работал в школе №346.

Е. И. Гольдин отличник народного образования награжден почетными грамотами РОНО, Главно, Управления народного образования, Министерства просвещения.

Е. И. Гольдин был не только прекрасным летчиком и учителем, но и хорошо рисовал, его рисунки и гравюры были опубликованы в печати..

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Московская школа № 346

Аватара пользователя
Валерий Шатров
Сообщения: 14766
Зарегистрирован: 29.07.2004 23:23
Откуда: АВВАКУЛ-76
Благодарил (а): 6515 раз
Поблагодарили: 16414 раз
Контактная информация:

Сообщение Валерий Шатров »

Алексей Васильевич Иванов

Изображение


Родился 29.05.1923 г. в д. Полвинкино Лухского р-на Ивановской области. Русский. Окончил 10 классов в июне 1941 года. 26.06.41 г. на медкомиссии военкомата был признан годным к летной службе и направлен в клуб Осоавиахима в г. Вичугу. По окончанию учебы в июне 1942 г. переведен в Ленинградские авиационно-технические курсы усовершенствования ВВС КА.
Весной 1943 г. был направлен на фронт для прохождения стажировки. Боевую стажировку проходил авиационным механиком Ил-2 в составе 872 шап. В период стажировки летал на боевые задания в качестве воздушного стрелка.

В дальнейшем направлен в Армавирское училище летчиков, эвакуированное в Фергану. Проходил обучение по специальности летчик-истребитель на самолетах Як-7, Як-9.
В марте 1945 года направлен на фронт. Сделал несколько боевых вылетов на штурмовике в районе Данцига. Был сбит, выпрыгнул с парашютом. Получил травмы и день Победы встретил в госпитале. После войны был демобилизован.

Вернулся на родину. Работал учителем математики в средней школе п. Лух.
Скончался в 1990-е годы.

http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000012572

Правдолюб
Сообщения: 277
Зарегистрирован: 13.05.2009 23:15
Поблагодарили: 260 раз
Контактная информация:

Сообщение Правдолюб »

Валерий Шатров писал(а): Георгий БАРАНОВ

За годы войны выполнил 140 боевых вылетов, провел 40 воздушных боев и сбил 12 самолетов противника. За что был трижды представлен к званию Героя Советского Союза, но Золотой звезды так и не получил.

И хоть навоевал Баранов на Золотую звезду, звание Героя Советского Союза ему не присвоили. А что до боевых наград, то как-то командир после удачного вылета наградил истребителя сразу тремя (!) орденами Славы III степени. «Держи, а после войны обменяешь на первую и вторую степени», - сказал он. Приказов и представлений на эти награды не было, а после демобилизации в 1946-м Баранову было не до оформления бумаг. Так они и хранятся до сих пор у ветерана рядом с орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды.
Согласно документам, за время войны сбил лично 5 и в составе группы 2 самолёта противника. Был награждён орденом Красного Знамени. Никаких орденов Славы у него нет...
Вот его наградной лист: http://www.podvignaroda.ru/?n=29764738

Правдолюб
Сообщения: 277
Зарегистрирован: 13.05.2009 23:15
Поблагодарили: 260 раз
Контактная информация:

Сообщение Правдолюб »

На главной странице сайта (http://avvakul.ru/index.php?id=2&p=6&tid=5) размещена биография Героя Российской Федерации Ивана Антоновича Леонова, которая изобилует множество неточных сведений. Ниже привожу биографию Героя, написанную на основании документов:

Родился 1 февраля 1923 года в деревне Маговка Карачевского уезда Орловской губернии (ныне Шаблыкинского района Орловской области). В 1940 году окончил школу-семилетку.
В армии с февраля 1941 года. В июле 1941 года окончил Армавирскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком в 56-м истребительном авиационном полку (в Забайкальском военном округе).
Участник Великой Отечественной войны: в мае-июле 1943 – лётчик 192-го истребительного авиационного полка. Воевал на Центральном фронте. Участвовал в боях на орловском направлении и Курской битве. Совершил 10 (по другим данным – 18) боевых вылетов на истребителе Ла-5, лично сбил 2 самолёта противника (оба истребителя – 5 июля 1943 года).
5 июля 1943 года его самолёт был подбит, а сам И.А.Леонов тяжело ранен в плечевой сустав левой руки. Покинул горящий самолёт с парашютом. Был направлен в госпиталь, где ему ампутировали левую руку от предплечья.
До 11 марта 1944 года находился на излечении в госпитале. Несмотря на инвалидность, сумел добиться возвращения на лётную работу.
17 марта 1944 года за 10 боевых вылетов и 2 лично сбитых самолёта командиром 192-го ИАП гвардии майором И.Я.Федотовым представлен к награждению орденом Красного Знамени. 26 апреля 1944 года приказом по 16-й воздушной армии №108/н награждён орденом Красного Знамени (который был вручён И.А.Леонову уже после войны).
С апреля 1944 года – пилот 33-й отдельной авиаэскадрильи связи 1-й воздушной армии. Совершил несколько вылетов на связном У-2 (По-2) для передачи донесений и перевозки офицеров связи. Затем был адъютантом авиаэскадрильи 900-го истребительного авиационного полка. Воевал на Западном и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в Белорусской и Восточно-Прусской операциях.
В июле 1944 года за 18 боевых вылетов, совершённых в мае-июле 1943 года и 2 лично сбитых самолёта начальником отдела кадров 1-й воздушной армии подполковником Н.Жуком (не знавшему о приказе от 26.04.1944) представлен к награждению орденом Красного Знамени. 21 июля 1944 года приказом по 1-й воздушной армии №045/н И.А.Леонов награждён орденом Красного Знамени (который тогда же ему вручили).
С марта 1945 года старший лейтенант И.А.Леонов – в запасе (по болезни).
В 1946 году работал заведующим столовой Херсонского морского порта.
За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Указом Президента РФ от 16 февраля 1995 года старшему лейтенанту в отставке Леонову Ивану Антоновичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
Награждён 2 орденами Красного Знамени (26.04.1944; 21.07.1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), медалями.

Первый наградной лист И.А.Леонова:
http://www.podvignaroda.ru/?n=19937071
Второй наградной лист И.А.Леонова:
http://www.podvignaroda.ru/?n=33118752
Последний раз редактировалось Правдолюб 31.01.2015 15:55, всего редактировалось 1 раз.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей