Авиационные инциденты, аварии и катастрофы произошедшие в АВВАКУЛ

(Люди, самолеты и все что с ними связано, история авиации)
Ответить
Аватара пользователя
АВВ
Сообщения: 2164
Зарегистрирован: 29.12.2006 17:50
Год выпуска: 1969
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 5744 раза
Поблагодарили: 6251 раз
Контактная информация:

Авиационные инциденты, аварии и катастрофы произошедшие в АВВАКУЛ

Сообщение АВВ » 11.04.2019 13:13

Предавшись воспоминаниям с Мао (в миру Моисеев Вячеслав Васильевич) о днях минувших, мы
обнаружили, что эта темя осталась белым пятном в нашей памяти и она никак не освещена на форуме.
Многие из нас были свидетелями тех или иных ЛП в училище и могут подробно
описать произошедшее. Например, в период нашего обучения за 4 года произошло 4 катастрофы,
к счастью в нашем выпуске их не было:
-это отказ ПВД и потеря скорости над ДПРС, (1966 г. ),
-отказ двигателя с попыткой сесть на Волгу - Шклярук, (1966 г.) ,
-отказ двигателя с посадкой на грунт штурмана училища, (1968 г?),
-катастрофа Ути МиГ15, курсанта с инструктором, ночью (1968 г?).
Но так как мы не были непосредственными свидетелями ЛП, поэтому
я их только обозначил. И просьба, всех кто более менее подробно, а главное достоверно,
может рассказать о ЛП произошедших в период его обучения, зайти на эту ветку и заполнить белое пятно
в нашей памяти и в нашей истории.
Знаю, что все они расписаны в книге истории части, но мы к ней доступа не имеем, да и где она сегодня.
Понимаю это грустная тема, но это наша история и наша жизнь.

Вот инцидент, который получил огласку во многих СМИ СССР.
Но это безусловно литературная обработка. не более того.
804633_900.jpg

С давних времён мы интересуемся героическими поступками. Ещё в Древней Руси человеку, совершившему подвиг, посвящали былины, воздвигали памятники, навечно вписывали в историю. Рассказы о героях поднимали боевой дух воинов перед битвой, мотивировали ещё маленьких мальчишек стать такими же храбрыми и доблестными. В Саратове есть улицы, посвящённые героям Великой Отечественной войны, музеи, рассказывающие о великих сражениях. Но ведь героические поступки можно совершать и в мирное время. Об одном из подвигов мне и хочется напомнить. До недавнего времени я ни разу ни в местной печати, ни в школе не слышал о подвиге, который совершил мой ровесник почти полвека тому назад.

Павел Шклярук был родом из Одессы, где занимался в авиационном клубе. Он имел разряд по планерному спорту, очень любил прыгать с парашютом и буквально бредил небом. Лётному мастерству Павел Шклярук учился в АВВАКУЛ(Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков противоздушной обороны). После четвёртого семестра курсанты разъехались на полёты в свои полки. Кто уехал в Майком, кто - в Тихорецк, а Павел - в Саратов. Традиционно в начале лета для курсантов из Саратовского высшего военного училища лётчиков начинались учебные полёты.

Это произошло 6 июня 1966 года. Именно в этот день состоялся полёт курсанта Павла Шклярука. Всё начиналось как обычно: запуск двигателя, выезд на взлётно-посадочную полосу, взлёт… Неожиданно в воздухе, на высоте трёхсот метров, у самолёта отказывает двигатель.

- Земля, отказал двигатель!, - сообщил Павел

В этот момент самолёт летел в сторону окраины Заводского района, посёлка Увек. На земле шла будничная жизнь. По железнодорожному мосту шли грузовые составы стратегического значения (в 1966 году мост был главным связующим звеном центральной России и Казахской республики), перевалочная нефтебаза работала в постоянном режиме, по Волге плыли теплоходы


Земля: - Пятьдесят второй, высота?
Борт: - ... отказал двигатель!

Жители посёлка уже видели, как со стороны города летел неисправный самолёт. Как вспоминают очевидцы, он, то зависал на одном месте, то снижался, стремительно теряя высоту на подходе к железнодорожному мосту. Всё замерло - если самолёт не изменит траекторию падения – катастрофы не избежать. От взрывной волны, как спичка, могли вспыхнуть огромные нефтехранилища, и от посёлка не осталось бы и следа.

Лётчик в любой момент мог катапультироваться, но он понимал, что там, внизу, кипит жизнь. Дети отдыхали на пляже, взрослые трудились, кто-то спокойно гулял, не подозревая о надвигающейся опасности…

- Высота?
-…отказал двигатель!
-Высота!
-Высота? Высота 300 метров! Планировать в Волгу?!
- Садитесь. Садитесь...

Было лишь одно правильное решение – направить машину на Волгу. В этом случае, Павел Шклярук успевал выбраться. Но, по случайному стечению обстоятельств, именно в этот момент по реке плыл большой многопалубный теплоход. Каким-то чудом курсанту удалось немного набрать высоту и перемахнуть через препятствие. Уже совсем близко был железнодорожный мост и та самая злосчастная нефтебаза. Павел, понимая, что если он катапультируется на малой высоте, то погибнут сотни людей, отжал штурвал от себя, и самолёт скрылся в водной глади. Полёт продолжался 24 секунды… Место, куда упал самолёт, местные жители называют «ковшом»: оно располагается в центре заселённой местности (нефтебаза, железнодорожный мост, пляж, посёлок – всё это находится неподалёку друг от друга) Читая эти «сухие» факты, сложно представить, что стоило 20-ти летнему юноше пожертвовать собой ради жизни сотен людей.

В памяти Тамары Трофимовны Лариной, одной из очевидцев того события, те секунды запечатлены навсегда:

-Я работала тогда в парикмахерской. Вдруг раздался какой-то гул. Низко-низко пролетел самолёт в сторону Волги, вдруг он как будто бы вздыбился и резко пошёл вниз. Кресло с лётчиком оторвалось, и всё скрылось в воде. На следующий день приехала мать. Она целую неделю ходила по берегу и звала сына. Она кричала, а весь посёлок рыдал. Мы знали, что её сын, спасая нас, пожертвовал своей жизнью.

На месте крушения долго работали водолазы. Удалось найти лишь крылья самолёта, тело героя навечно забрала река.Павел Шклярук посмертно награждён орденом Красной Звезды.

О событии долго не было официальной информации. История передавалась по старинке, из уст в уста, поэтому, скорее всего, обросла небылицами и слухами. Случись такое сейчас в нашем информационном обществе, это событие наверняка бы вызвало широкое обсуждения в средствах массовой информации. Но тогда, в 1966, была напечатана лишь одна заметка в газете «Красная звезда». Без упоминания названия города и носившая официальный характер.

Прошло без малого 46 лет. На родине героя, в Одессе, есть мемориальная доска на доме, где он жил, был парк его имени ( сейчас это место отдано под строительство очередного отеля), аэроклуб. В Саратове о подвиге курсанта почти забыли. Вспоминают иногда очевидцы, жители Увека, услышав песню Ю. Визбора «24 секунды подвига». А ведь могли бы в нашем районе и улицу назвать его именем, и в школьном музее отвести место для информации об этом подвиге, а на берегу, где произошла трагедия, поставить памятный знак. Может быть, что-то изменится после ходатайства его однокашника Бараева Владимира Константиновича в администрацию города об установке стелы к пятидесятилетию со дня совершения подвига Павлом Шкляруком. Городская администрация в свою очередь обратилась в Заводской совет ветеранов с просьбой собрать свидетельства очевидцев, сохранившиеся фотоматериалы и т.д.
С уважением, Авдеев

Аватара пользователя
Mao
Сообщения: 5824
Зарегистрирован: 04.12.2006 20:44
Год выпуска: 1969
Откуда: Симбирск ( Ульяновск).
Благодарил (а): 8715 раз
Поблагодарили: 20329 раз
Контактная информация:

Сообщение Mao » 11.04.2019 15:01

АВВ писал(а):
11.04.2019 13:13
Предавшись воспоминаниям с Мао о днях минувших, мы
обнаружили, что эта тема осталась белым пятном в нашей памяти и она никак не освещена на форуме....
А причём тут Мао ? Чуть - что , сразу - Мао , да у него вместо памяти одно сплошное "белое пятно " , притом дырявое !
В подобных случаях надо обращаться к феноменально-светлой памяти дорогих Валентина Сергеевича , которые с хрестоматийной точностью расскажут и детально опишут любые факты которые были(и , даже , которых не было !) за указанный период (1965-69гг.) ... :oops:
М.В.В.

Аватара пользователя
510-й
Сообщения: 4484
Зарегистрирован: 27.11.2004 12:40
Год выпуска: 1969
Откуда: Норвегия
Благодарил (а): 10166 раз
Поблагодарили: 8079 раз
Контактная информация:

Сообщение 510-й » 11.04.2019 20:13

АВВ писал(а):
11.04.2019 13:13
Многие из нас были свидетелями тех или иных ЛП в училище и могут подробно
описать произошедшее. Например, в период нашего обучения за 4 года произошло 4 катастрофы, к счастью, в нашем выпуске их не было…
Ты хочешь сказать, никто из набора 1965-1969 не убился. И слава б-гу… Да и по налёту на курсанта наш выпуск был рекордным. Не веришь, спроси у Васи – у него все данные есть.
Но аварии с потерей самолётов были. В 1968 в Пролетарке в первом самостоятельном Веня Масленников «уделал» на посадке МиГ-17 так, что списали обоих.
В 1969 отказ дв-ля над ДПРМ на Ути-15 у м-ра Воротникова и Юры Андреева. Ночью, в Техасе. Сели (со списанием с-та) в р-не ближнего.
…Юра через год-полтора всё-таки погиб при первом самостоятельном на Су-15 уже в Переяславке. Будем помнить…
Вот они с Лёшкой Шашковым на предварительной в Техасе в 1969.
Вложения
Техас политработа.jpg
Армавир 1969. Техас (Тихорецк).

Аватара пользователя
Mao
Сообщения: 5824
Зарегистрирован: 04.12.2006 20:44
Год выпуска: 1969
Откуда: Симбирск ( Ульяновск).
Благодарил (а): 8715 раз
Поблагодарили: 20329 раз
Контактная информация:

Сообщение Mao » 11.04.2019 20:46

510-й писал(а):
11.04.2019 20:13
… Да и по налёту на курсанта наш выпуск был рекордным. Не веришь, спроси у Васи – у него все данные есть...
Всё верно ! И это из-за вывозных программ : если Вы , в Техасе(Тихорецке) , на Ути МиГ-15 взяли двойную вывозную , то Мао , в Армавире , взял тройную , а , как гритца , курочка по зернышку , но во двор без резиновых калош не выйдешь . Василий Павлович и без запроса подтвердит !
ЗЫ(( Кстати , Юрка погиб не при первом самостоятельном , а на контрольной пробежке ... :oops:
М.В.В.

Аватара пользователя
510-й
Сообщения: 4484
Зарегистрирован: 27.11.2004 12:40
Год выпуска: 1969
Откуда: Норвегия
Благодарил (а): 10166 раз
Поблагодарили: 8079 раз
Контактная информация:

Сообщение 510-й » 11.04.2019 21:44

Да, верно
Армавир 1969. Техас (Тихорецк).

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 44 гостя