Самолёты училища Як-23
Як-23 - одноместный истребитель, среднеплан реданной схемы. Конструкция цельнометаллическая. Кабина негерметическая, сиденье катапультируемое с бронеспинкой 8 мм, переднее бронестекло 57 мм.
Внешне самолет отличался от модели Як-17 тем, что киль был значительно увеличен, стабилизатор установлен на нем выше, а основные опоры шасси располагались гораздо ближе к фюзеляжу и убирались в его нижнюю часть.
Крыло неразъемное двухлонжеронное, лонжероны "арочные" - изогнутые в обход двигателя, полки их стальные. Площадь горизонтального оперения - 2,96 м2 (21,7% крыла), вертикального - 1,64 м2 (11,7% крыла). Мидель фюзеляжа - 1,48 м2. Конструкция его, как и всего самолета, клепаная из дюралюминия. Управление рулем высоты - жесткое, рулем направления - тросовое. Вооружение: две пушки 23 мм 150П (HP-23).
Нагрузка: летчик с парашютом - 90 кг, керосин 750 кг (и 1077 кг с дополнительными баками массой 23 кг), масло - 12 кг, боезапас - 58 кг, а всего - 910 кг. Возможен был взлет с грунта. Испытания были закончены 12 сентября 1947 г. Испытывал летчик М.И. Иванов. Скорость достигала 932 км/ч у земли, 913 км/ч на высоте 5 тыс. м и 868 км/ч на высоте 10 тыс. м, время виража - 22,5 с, расход топлива - 0,92-1,34 кг/км. Як-23 строился серийно.
Як-23УТИ - двухместный вариант Як-23. Из кабины улучшен обзор по сравнению с Як-17УТИ. Крыло 12%-ной толщины.
Нагрузка нормальная - 730 кг, с дополнительными баками массой 34 кг - 1080 кг, в том числе летчики - 180 кг, керосин 530-850 кг, масло - 11 кг, боезапас - 9 кг.
11 ноября 1947-го начались госиспытания прототипа истребителя. Ведущий летчик-испытатель Г.Седов и летчики облета П.Стефановский, А.Кочетков, А.Прошаков, В.Хомяков, И.Дзюба, Л.Кувшинов и В.Иванов отмечали: «Як-23 несколько превосходя в максимальной скорости современные отечественные реактивные истребители (МиГ-9, Су-9), значительно превышает их по скороподъемности... Превосходя по основным характеристикам все современные отечественные реактивные истребители, самолет Як-23 уступает самолету Су-9 во времени погашения скорости в горизонтальном полете».
Наряду с отличными взлетно-посадочными характеристиками пилоты отмечали, что "при достижении числа М=0,865 во время пикирования на высоте 5200 м имело место увеличения "резкости" ранее обнаруженных колебаний самолета относительно продольной оси. Затягивания в пикирование при этом не наблюдалось".
Несмотря на то, что самолет был прост в управлении и доступен летчикам средней квалификации, пилотаж и воздушный бой при перегрузках, превосходивших пятикратные значения, требовал от них большого физического напряжения и выносливости, особенно на больших высотах, так как кабина не была герметизирована.
В ходе испытаний провели два учебных воздушных боя Як-23 с реактивным бомбардировщиком Ту-12. По этому поводу отмечалось:
«Выполнение прицельных атак современных реактивных бомбардировщиков с дальности 800-1000м в задней полусфере возможно на высоте 8000-10000 м под углами до 35-40 град, к продольной оси бомбардировщика».
В заключении, подписанном Главкомом ВВС К.Вершининым и главным инженером ВВС Н.Марковым, в частности, отмечалось: "Благодаря летно-техническим данным, объему вооружения и оборудования, самолет Як-23 является легким фронтовым одноместным реактивным истребителем для борьбы с истребителями противника на высотах до 10000 м и с этим назначением он может быть принят на вооружение...
В начале 1948г. самолет с небольшими изменениями был запущен в серийное производство. Общее число выпуска составило 310 машин; многие из них использовались восточноевропейскими партнерами Советского Союза, включая Болгарию, Чехословакию (обозначение - S-101), Польшу и Румынию.
Летно-технические характеристики:
Размах крыльев | 8,7м | Длина | 8,13 м | Площадь крыла | 13,50 кв.м | Масса, кг | |
- пустого |
1990 |
- максимальная взлетная |
2900 | Тип двигателя | РД-500 | Тяга двигателя | 1590 кгс | Максимальная скорость, км\ч | 932 |
Практическая дальность | 1000 км | Практический потолок | 15000 м | Экипаж | 1 чел | Вооружение | 2 пушки НС калибра 23 мм |
|