Самолёты училища МиГ-23
МиГ-23 - один из первых серийных самолетов с изменяемой геометрией крыла. Планер изготовлен из стали и алюминиевых сплавов с широким использованием сварки.
Консоли крыла имеют трапециевидную в плане форму и могут устанавливаться на угол стреловидности 16╟, 45╟ и 72╟ по передней кромке. Каждая консоль имеет предкрылки, четырехсекционные закрылки и двухсекционные интерцепторы.
На самолете МиГ-23МЛД "боевой" угол стреловидности уменьшен с 45╟ до 33╟ При достижении определенного угла атаки в диапазоне углов стреловидности 16╟-33╟ носок крыла стал отклоняться автоматически (при скорости до 900 км/ ч (М<0,9) и угле атаки более 10╟ носок отклонялся на 20╟).
Подфюзеляжный гребень МиГ-23 выполнен отклоняемым, при выпуске шасси его нижняя часть устанавливается в горизонтальное положение.
Тормозной парашют площадью 21 м2 размещен в основании киля.
Основной истребитель советских ВВС 70-80-х годов.
Работе по его созданию предшествовал большой объем исследований, в которых принимали участие Г.С. Бюшгенс, Г.В. Александров, С.М. Белоцерковский, Г.И. Загайнов и другие ведущие ученые-аэродинамики ЦАГИ. Было доказано, что за счет применения крыла изменяемой стреловидности обеспечивалось создание многорежимного боевого самолета, способного решать задачи фронтового истребителя, истребителя-перехватчика и маловысотного истребителя-бомбардировщика.
Работы по проектированию самолета МиГ-23 были начаты в 1964 году, а первый опытный самолет, "23-11/1", пилотируемый летчиком-испытателем А.В. Федотовым, впервые поднялся в воздух 9 июля 1967 г.
В 1969 году на ММЗ "Знамя труда" начался выпуск первой серийной модификации, МиГ-23С с ТРДФ Р-27. В 1972 году был создан МиГ-23М, имеющий более мощный двигатель Р-29, крыло с увеличенной хордой подвижных частей, хвостовое оперение, смещенное назад, усовершенствованное БРЭО и ракетное вооружение класса "воздух-воздух" средней дальности.
Первой экспортной модификацией стал самолет МиГ-23МС, созданный в 1973 году и имеющий более простое оборудование и вооружение. Другой экспортный вариант, МиГ-23МФ, созданный в 1977 году, мало отличался от самолета МиГ-23М.
На заводе в Иркутске был освоен выпуск учебно-боевых вариантов МиГ-23.
Появление на Западе истребителей четвертого поколения заставило ОКБ им. А.И. Микояна провести работы по улучшению маневренных характеристик МиГ-23. В 1976 г. был создан облегченный самолет МиГ-23МЛ, оснащенный усовершенствованным двигателем Р-35. Его дальнейшим развитием стали созданный в 1977 году фронтовой истребитель МиГ-23МЛА и истребитель-перехватчик ПВО МиГ-23П.
Завершил эволюцию самолетов семейства МиГ-23 фронтовой истребитель МиГ-23МЛД, созданный в 1984 году и способный совершать полет на больших углах атаки, что увеличивало маневренные характеристики. На самолете был уменьшен "боевой" угол стреловидности (технология изготовления отъемных частей крыла была полностью отработана, было выяснено что, консоли даже на уменьшенном угле стреловидности, могут "держать" эксплуатационную перегрузку 8,5 g), в корневой части крыла был сделан вихреобразующий "запил", а на ПВД появились вихреобразующие пластины. В вариант МиГ-23МЛД до 1985 году было переоборудовано большое количество самолетов МиГ-23 других модификаций.
Серийное производство истребителей МиГ-23 прекращено в 1985 году. На ММЗ "Знамя труда" выпущено 4278 самолетов (включая и истребительно-бомбардировочные модификации), в Иркутске построено 769 УТС МиГ-23УБ (с учетом переоборудования в вариант МиГ-23УМ - 1020 самолетов).
В настоящее время истребители МиГ-23 последних модификаций ВВС России выведены в резерв и находятся на базах хранения. Кроме ВВС и войск ПВО СССР, самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.
Вооружение
Имеются пушка ГШ-23Л (23 мм, 200 патронов), УР средней дальности Р-23Р и Р-24Р (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с радиолокационной полуактивной системой наведения, Р-23Т и Р-24Т (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с ТГС, две-четыре УР малой дальности Р-13М, Р-ЗР или Р-ЗС с радиолокационной полуактивной системой наведения или ТГС; четыре-шесть УР ближнего боя Р-60 и Р-60М. В ходе модернизации возможна установка ракет Р-73 с целеуказанием от нашлемного визира.
Для поражения наземных целей самолет может оснащаться двумя УР Х-66 или Х-23, НАР различных типов, свободнопадающими бомбами калибром до 500 кг общей массой до 2000 кг. В перегрузочном варианте самолета МиГ-23МЛД масса боевой нагрузки может достигать 4500 кг.
Летно-технические характеристики:
Размах крылев | 7,8-14,0 м | Длина | 16,70 м | Высота | 5,77 м | Площадь крыла | 37,5-34,16 кв.м | диапазон изменения угла стреловидности, градусы | 16-72 | Масса, кг | |
- пустого |
10845 |
- взлетная нормальная |
14700 |
- взлетная максимальная |
17800 | Тип двигателя | Самолет оснащен одним ТРДФР-27Ф2М-300(1 х 10000кгс - МиГ-23С,МиГ-23уБ), Р-29-300 (1 х 12.500 кгс - МиГ-23М, МиГ-23МС, МиГ-23МФ), Р-35-300 или Р-35Ф-300 (1х13 000 кгс - МиГ23МЛ, МиГ-23МЛА, МиГ-23П и МиГ-23МЛД). | Максимальная скорость, км\ч | |
- у земли |
1350 |
- на высоте |
2445 |
Практический потолок | - у МиГ-23С - 18000 м, - у миГ-23УБ - 15 800 м, - у МиГ-23М - 17500 м, - у МиГ-23МЛ - 18 500 м, - у МиГ-23МЛA - 19000 м, | Практическая дальность | без ПТБ 1800 км (МиГ-23С), 1950 км (МиГ-23МЛ), с ПТБ 2820 км (МиГ23МЛ), | Максимальная скороподъемность | 240 м/с | Экипаж | 1чел (в учебной модификации - 2) |
|