Самолёты училища Су-25
В шестидесятые-семидесятые годы считалось, что нужно создавать такие машины, которые летали бы быстрее всех, дальше всех и выше всех, - говорит президент научно-производственного концерна «Штурмовики Сухого», главный конструктор самолетов семейства Су-25 и Су-25Т Владимир БАБАК. - Наш же самолет был рассчитан для боевого применения на малой высоте, дозвуковой скорости и на относительно небольших расстояниях от места базирования. Нужно было иметь огромное мужество и терпение, чтобы в тех условиях воплотить проект в жизнь. У Павла Осиповича Сухого, Евгения Алексеевича Иванова, Олега Сергеевича Самойловича, Юрия Викторовича Ивашечкина, других конструкторов, стоявших у истоков создания Су-25, хватило сил, чтобы доказать необходимость такого самолета.
22 февраля 1975 года шеф-пилот ОКБ, заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин поднял первую опытную машину в воздух. Тогда она шла под наименованием Т8-1. Серийное производство Су-25 началось в 1979 году. Всего выпущено более тысячи самолетов.
Штурмовик широко экспортировался в другие страны, в частности Болгарию, Чехословакию, Северную Корею, Ирак, Анголу, принимал участие в афганской и ирано-иракской войнах. Самолет может эксплуатироваться с ограниченно подготовленных аэродромов третьего класса. Длина разбега-пробега не превышает 600 метров. Максимальная скорость до 1.000 км/ч., максимально допустимая перегрузка 6,5 единицы. За все время эксплуатации Су-25 в войсках не было ни одного случая катастроф или аварий по конструктивно-производственным недостаткам. Основу живучести Су-25 составляет цельносварная титановая кабина. Рациональный выбор толщины брони надежно защищает летчика от прямого попадания пуль калибра 12,7 мм, 30 мм снарядов авиационной пушки, а также осколков ракет. Все жизненно важные системы и агрегаты Су-25 дублированы, бронированы, обеспечена взрывобезопасность топливных баков.
Су-25 послужил основой для создания целого семейства машин, которые, сохранив в полной мере достоинства базовой модели, приобрели ряд новых качеств. В их числе в первую очередь следует назвать учебно-боевой самолет Су-25УБ, учебно-тренировочный самолет Су-25УТ (Су-28), самолет для отработки навыков взлета и посадки на палубу тяжелых авианесущих кораблей Су-25УТГ, буксировщик мишеней Су-25БМ и, конечно же, противотанковый ударный комплекс Су-25Т (Су-39).
На десяти точках подвески штурмовика может быть применено 32 вида различного вооружения, включая и высокоточное. Максимальная масса боевой нагрузки 4.400 кг. Высокую боевую эффективность Су-25Т обеспечивает круглосуточный прицельный автоматический комплекс «Шквал» с противотанковой управляемой ракетой «Вихрь», поражающие движущийся танк или БМП на расстоянии до 10 км. Кроме этого в арсенале Су-25Т имеются ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность» (с лазерной и телевизионной системой наведения), «воздух-РЛС», а также бомбовое и пушечное вооружение.
Вооружение:
Самолет имеет 10 узлов внешней подвески под кpылом, на 8 из них, pассчитанных на нагpузку по 500 кг каждый, pазмещаются следующие ваpианты вооpужения:
УР класса "Воздух-воздух" - 2 х Р-60;
4 х Х-25МЛ;
4 х С-25ЛД;
2 х Х-29Л;
блоки с НУРС - 8 х блоков с НУРС С-8 КОМ.Т (160 НУРС);
8 х блоков с НУРС С-130 Ф.Т. (40 НУРС);
8 х НУРС С-24 Б;
8 х НУРС С-240 ОФМ;
бомбаpдиpовочное: 32 х АБ-100; 10 х АБ-250; 8 х АБ-500; 8 х РБК-250; 8 х РБК-500; 8 х КМГУ; 8 х ЗБ-500;
пушечное:1 х ГШ-30 калибpа 30 мм с боекомплектом 200 снаpядов (встpоенная); 4 х СППУ-22;
подвесные топливные баки: 4 х ПТБ-800; 4 х ПТБ-1150.
Летно-технические характеристики:
Размах крылев | 14,4 м | Длина | 15,3 м | Высота | 5,2 кв.м | Площадь крыла | 30,1 кв.м | Масса, кг | |
- пустого |
9315 |
- взлетная нормальная |
14600 |
- взлетная максимальная |
17533 | Тип двигателя | 2 х ТРД х Р-95Ш | Тяга максимальная, кгс | 2 х 4100 | Максимальная скорость, км\ч | 970 |
Практический потолок | 10000 м | Практическая дальность | 1250 км | Экипаж | 1 чел |
|