Гарнаев Александр Юрьевич

Родился в городе Жуковский Московской области 1 сентября 1960 года в семье Героя Советского Союза Заслуженного лётчика-испытателя СССР Юрия Александровича Гарнаева. В 1967 году отец погиб при выполнении государственного задания на вертолёте МИ-6 во Франции.

Александр Юрьевич
Гарнаев

С 1975 года Александр приступил к лётному обучению на планерном отделении Жуковского авиационно-технического спортклуба. В 1977 году он окончил Жуковскую среднюю спецшколу № 3 и поступил в Армавирское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков. В 1981 году с Золотой медалью окончил высшее лётное училище, после чего служил на лётных должностях в Гвардейском истребительном авиационном полку ВВС Московского военного округа (Кубинка). В 1985 году поступил в Школу лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР, по окончании которой в июне 1987 года был направлен лётчиком-испытателем в ОКБ имени А.И.Микояна. В 1989 году с отличием окончил факультет "Стрела" Московского авиационного института. В 1994 году переводом перешёл на лётно-испытательную работу в Государственный научный центр - Лётно-исследовательский институт (ЛИИ) имени М.М.Громова.

За период лётно-испытательной работы в ОКБ имени А.И.Микояна проводил лётные испытания опытных самолётов МиГ-29М, МиГ-29К, МиГ-31Б, МиГ-31Д, "изд. 05". На самолётах МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 проводил испытания по применению различных систем авиационного вооружения, опытных ракет.

13 августа 1991 года выполнил первый подъём опытного самолёта "изд. 9-15-7". Провёл большой цикл испытаний опытного комплекса стратегического назначения "07", успешно завершённый проведением зачётных боевых работ. С 1990 года участвовал в многочисленных показах одиночного и группового пилотажа на самолётах МиГ-29, СУ-27 и СУ-30 на большом количестве авиасалонов и авиашоу в России, странах СНГ, Европы, Азии, США. Выполнял сравнительные, совместные полёты по международным программам военно-технического сотрудничества на воздушный бой, методику лётных испытаний, в т.ч. на иностранных боевых самолётах на зарубежных военных и испытательных авиабазах в США, Франции, арабских странах.

В ЛИИ Александр Гарнаев многие годы командовал отрядом лётчиков-испытателей. Он участвовал в испытаниях опытного самолёта ЯК-130, выполнял полёты на дозаправку в воздухе днём и ночью, сверхдальние перелёты на СУ-30 в группе под руководством Героя России Заслуженного лётчика-испытателя СССР Анатолия Николаевича Квочура с полётным временем более 10 часов с многочисленными дозаправками в воздухе в т.ч. над океаном, в различных регионах - от полярных до тропических широт. Проводил инструкторскую работу в авиационных частях ВВС и ПВО на самолётах СУ-27, СУ-30, МиГ-29: лидирование в обеспечение международных полётов смешанных групп, дозаправка в воздухе, воздушные бои, крайние режимы с маневрированием на малых (околонулевых) скоростях, предельных углах атаки, "Колокол", "Кобра".
За время лётной работы освоил более 40 типов опытных, серийных, модернизированных летательных аппаратов, общий налёт около 4 тысяч часов, из них большая часть - на испытания. Неоднократно грамотно выходил из создававшихся в полётах аварийных ситуаций, спасая опытную технику. К примеру :
24 августа 1987 года при выполнении испытательного полёта на самолёте МиГ-31 в составе экипажа с лётчиком-испытателем ОКБ имени А.И.Микояна А.Н.Квочуром на скорости полёта около предельной сверхзвуковой (более M=2,5) и высоте более 17 км произошло разрушение фонаря и взрывообразная разгерметизация кабины лётчиков. Экипаж благополучно погасил скорость до дозвуковой, произвёл снижение, заход и посадку на базовом испытательном аэродроме "Раменское" (г. Жуковский).
27 октября 1990 года в процессе отработки на летающей лаборатории МиГ-29ЛЛ палубной посадки на авианосный посадочный блок НИУТК "Нитка" произошло разрушение стальной рессоры тросоподъёмника блока, осколками которой были: полностью разрушен пневматик левой основной стойки шасси и с той же (левой) стороны пробит фюзеляжный топливный бак № 3 - в результате образовалась интенсивная течь топлива. Немедленно был произведен уход с блока, посадка была выполнена в минимальное время на основную БВПП аэродрома Саки (Крым) на одну правую стойку, с пробегом "на одном колесе" до минимально возможной скорости и последующим интенсивным торможением - тем самым удалось избежать пожара. Самолёт был остановлен в пределах основной взлётно-посадочной полосы и вскоре отремонтирован.
1 ноября 1990 года в процессе выполнения испытательного полёта, совмещённого с перегоном опытного тяжёлого перехватчика "изд. 05" произошёл отказ одного двигателя, что вследствие несовершенства опытной бортовой системы электропитания самолёта привело к немедленному полному отказу бортового навигационного комплекса. С одним работающим двигателем и отказавшим навигационным комплексом, при полном отсутствии вариантов по уходу на запасные аэродромы, с первого захода была выполнена посадка на военный аэродром назначения при фактических метеоусловиях значительно хуже нижнего предела нормированного метеоминимума (нижний край облачности порядка 20м). Самолёт был остановлен штатно в пределах ВПП, повреждений не получил. Причины отказов впоследствии были выявлены и устранены.
13 ноября 1996 года на самолёте СУ-30 при выполнении сверхдальнего перелёта (дальность более 8000 км) с аэродрома Джухай (южный Китай) на базовый аэродром "Раменское", в группе с самолётами СУ-27П и танкером ИЛ-78, из-за разгерметизации системы и вытекания гидросмеси при полёте над пустынной местностью произошёл полный отказ первой гидросистемы. С оставшейся одной работоспособной гидросистемой была произведена очередная дозаправка в воздухе и продолжен перелёт, общее время полёта при этом составило более 10 часов. Посадка произведена благополучно по плану на аэродроме назначения.
15 ноября 1998 года на самолёте СУ-30 в экипаже с Героем РФ В.А.Логиновским в группе под руководством Героя РФ Заслуженного лётчика-испытателя СССР А.Н.Квочура при выполнении демонстрационного полёта, включавшего групповой пилотаж, проход на малой высоте в состыкованном строю дозаправки с танкером ИЛ-78 и комплекс одиночного пилотажа, на аэродроме Джухай (южный Китай) в верхней точке маневра "Колокол" из-за конструктивно-производственного недостатка системы переключения управления двигателями произошла остановка в воздухе обоих двигателей. При этом параметры полёта (скорость = 0, высота = 850м) были значительно ниже минимально допустимых для попыток запуска в воздухе разрешённых инструкцией, предписывающей экипажу в подобных случаях немедленно катапультироваться. Экипаж сумел вывести самолёт, ниже всех допустимых параметров безопасного полёта запустить двигатели и произвести благополучную посадку на аэродром назначения.
27 ноября 1999 года при выполнении перелёта ночью с дозаправками в воздухе от ИЛ-78 на самолёте СУ-30 в экипаже с Героем РФ В.А.Логиновским в группе под руководством Героя РФ Заслуженного лётчика-испытателя СССР А.Н.Квочура по маршруту Бомбей (Индия) - о-в Лангкави (Малайзия) после взлёта во влажных жарких тропических условиях при переохлаждении кабины на высоте около 14 км произошло замерзание клапанов системы жизнеобеспечения экипажа и полное стравливание давления кислорода в системе. Экипаж в условиях кислородного голодания, выходящего за допустимые для жизнеобеспечения пределы, находясь над океаном, был лишён и возможности ухода на запасной аэродром, и снижения - по причине сплошного фронта тропических гроз ниже эшелона полёта. Перелёт группой истребителей в ночных условиях с общим полётным временем более 4 часов был продолжен по плану и на рассвете благополучно завершен посадкой на запланированном аэродроме о-ва Лангкави. Указом Президента РФ от 15 января 1998 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Гарнаеву Александру Юрьевичу присвоено звание "Герой Российской Федерации". Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года он удостоен почётного звания "Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации".

В 1998 году А.Ю.Гарнаев с отличием окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности "государственное и муниципальное управление". В этой же академии в 2002 году он успешно окончил аспирантуру и 28 мая 2002 года защитил диссертацию, ему была присвоена учёная степень кандидата экономических наук. В настоящее время Александр приступил к работе над докторской диссертацией, он - автор десятков печатных трудов и статей, научных и популярных публикаций, двух изданных книг.

В марте 2000 года А.Ю.Гарнаев был избран депутатом в Жуковский городской Совет депутатов.

В декабре 2001 года он был избран депутатом Московской областной Думы, где являлся заместителем председателя Комитета по научно-промышленному комплексу и членом Комитета по труду и социальным вопросам.

18 мая 2005 года депутат Гарнаев Александр Юрьевич был утверждён Московской областной Думой на должность Председателя Комитета по научно-промышленному комплексу.

6 мая 2006 года депутату А. Ю. Гарнаеву присвоен классный чин государственной гражданской службы Московской области : « Действительный государственный советник 1 класса »

Александр женат, у него трое детей от единственного брака : сын Юрий - 1984 г. р., дочь Мария - 1987 г. р., сын Ярослав - 1993 г. р.




Неофициальный сайт выпускников АВВАКУЛ
© 2004-