МиГ-15 и МиГ-17 - лучшие истребители в мире 50-60-х годов 20 века.

Статья о МиГ-17.

Фото из архивов выпускников АВВАКУЛ.

МиГ-17 - одноместный среднеплан нормальной схемы со стреловидными крылом и оперением и одним двигателем в хвостовой части фюзеляжа. По конструкции он очень близок к истребителю МиГ-15, на базе которого разработан. Аэродинамические усовершенствования МиГ-17 по сравнению с МиГ-15 заключались в удлинении хвостовой части фюзеляжа, изменении формы вертикального и горизонтального оперений, выборе более тонких профилей крыла, которое было выполнено составным с увеличенной стреловидностью: 45 град по линии 1/4 хорд в корневой части и 42 град в консольных частях. Профиль крыла переменный от ЦАГИ С-12 в корневой части до ЦАГИ СР-11 в концевой, удлинение крыла 4,08, сужение 1,23, средняя аэродинамическая хорда 2,19 м. На каждой консоли крыла установлены три аэродинамических гребня (в отличие от двух на МиГ-15), площадь крыла увеличена до 22,6 кв.м., угол отрицательного поперечного V крыла возрос до -3 град. Облагорожен задний зализ крыла. Площадь щитков-закрылков увеличена до 2,86 кв.м., посадочный угол их отклонения 60 град (со сдвигом назад), взлетный 20 град, общая площадь элеронов увеличена до 1,60 кв.м. Площадь тормозных щитков увеличена до 1,76 кв.м.

Сдвижная часть фонаря кабины бескаркасная для улучшения обзора из кабины. Стреловидность вертикального оперения составляет 56 град по передней кромке, площадь вертикального оперения 4,26 кв.м. (в том числе площадь руля направления 0,95 кв.м.). Стреловидность горизонтального оперения по передней кромке 45 град, площадь горизонтального оперения 3,10 кв.м. (в том числе руля высоты 0,88 кв.м.). Под хвостовой частью фюзеляжа установлен небольшой гребень для улучшения путевой устойчивости. Для повышения живучести самолета устанавливались броня в передней части кабины, бронеспинка, лобовое бронестекло, система управления рулем высоты дублировалась тросовой проводкой. Для улучшения летчику обзора задней полусферы на подвижной части фонаря размещался перископ. Колея шасси 3,85 м, база 3,37 м.

Фото Мартыненко В.

Силовая установка. Вначале использовался двигатель ВК-1А (комплектовки "С") тягой 26,5 кН (2 700 кгс). В дальнейшем на МиГ-17Ф был установлен двигатель ВК-1Ф с форсажной камерой, имевший форсированную / нефорсированную тягу 33,1 / 25,5 кН (3 380 / 2 600 кгс). Это позволило получить скорость полета 1 145 км/ч, поднять на 1,5 км потолок и значительно улучшить скороподъемность. Форсажная камера (первая в СССР), увеличивающая тягу на 30%, была разработана конструкторами ОКБ А.И. Микояна (под руководством А.И. Комиссарова и Г.Е. Лозино-Лозинского) в сотрудничестве с ЦИАМ. Эта форсажная камера имела регулируемое критическое сечение и была первой камерой такого типа в мире. Продолжительность работы форсажной камеры ограничивалась 3 мин на высотах до 7 000 м и 10 мин на больших высотах. На самолете имеется автономная система запуска двигателя на земле. Топливо размещается в основном баке за кабиной емкостью 1 250 л и дополнительном в хвостовой части фюзеляжа на 160 л.

Общесамолетные системы в основном такие же, как на МиГ-15. На МиГ-1Р (СР-2) и других вариантах последних серий в системе управления рулями высоты впервые появились необратимые гидроусилители. С конца 1953г. на МиГ-17 устанавливалось катапультируемое кресло разработки ОКБ А.И. Микояна со шторкой для защиты летчика от набегающего потока на повышенных скоростях.

Целевое оборудование. На исходном варианте МиГ-17 устанавливалось несколько модернизированное оборудование самолета МиГ-15бис, включая прицел АСП-3НМ, позднее был установлен усовершенствованный прицел АСН-3ВМ. После 1953г. на вновь строящихся МиГ-17 использовался радиолокационный дальномер СРД-1М "Квант", обеспечивающий измерение дальности в диапазоне 295-1175 м и работающий совместно с прицелом АСП-4Н "Снег".

РЛС РП-1 "Изумруд-1", установленная впервые на серийном самолете МиГ-17П, представляет собой двухантенную (обзорная и прицельная антенны) сантиметровую РЛС перехвата и прицеливания. Она разработана в 1948г. под руководством В.В. Тихомирова и оказалась более простой и надежной, чем конкурировавшая с ней РЛС "Торий", обеспечивая автоматическое (в отличие от ручного на РЛС "Торий") сопровождение целей. Принята на вооружение в 1952г. и стала основой для создания в последующие годы РЛС для других типов самолетов-истребителей. РЛС предназначена для поиска воздушных целей в передней полусфере и определения их положения относительно истребителя по направлению и дальности при любых условиях оптической видимости; для вывода истребителя на дистанцию стрельбы по обнаруженной цели; прицеливания по радиолокационному изображению на экране индикатора и стрельбы с использованием счетно-решающего устройства оптического прицела АСП-3Н; определения совместно с аппаратурой опознавания государственной принадлежности обнаруженного самолета. РЛС работала в двух режимах: обзора (поиска цели) и прицеливания. Перевод из первого режима во второй осуществлялся автоматически, когда цель попадала в зону обзора +7 град по азимуту и углу места. В условиях хорошей видимости РЛС отключалась и пилот использовал только прицел АСП-3Н. На МиГ-17П обтекатель обзорной антенны располагался в верхней губе воздухозаборника двигателя, прицельной - в середине разделительной перегородки воздухозаборника.

Дальность обнаружения целей с помощью РЛС около 12 км, дальность автоматического сопровождения целей около 2 км, разрешающая способность при сопровождении по угловым координатам +1 град и по дальности +150 м, зона обзора по азимуту +60 град и по углу места +26 град, время просмотра зоны обзора 1,33 с, мощность излучения передатчика 50-60 кВт. Начиная с МиГ-17ПФ был установлен приемник предупреждения о радиолокационном облучении "Сирена-2". На МиГ-17ПФУ установлена модернизированная РЛС РП-5 "Изумруд-5", которая использовалась совместно с ракетами К-5 (РС-2УС). МиГ-17Р оснащался планово-панорамным аэрофотоаппаратом АФА-БА-21 и магнитофоном МАГ-9 (во время разведывательного полета летчик наговаривал на магнитофон свои наблюдения, что устраняло необходимость делать записи или держать наблюдения в памяти).

Фото Плахотенко Н.Фото Шатрова В.
Первый полёт МиГ-17 (МиГ-15 бис 45 град. или И-330) совершил 14 декабря 1949 г. В феврале 1950 года лётчик-испытатель И.Т.Иващенко в горизонтальном полёте достиг сверхзвуковой скорости 1114км/ч. Полёты первого экземпляра в марте 1950 года окончились катастрофой, И.Т.Иващенко погиб. В СССР серийное производство МиГ-17 продолжалось с 1951 по 1958 г., в Горьком, Комсомольске-на-Амуре, Куйбышеве, Новосибирске и Тбилиси. Всего было выпущено в СССР 7999 самолётов типа МиГ-17 в различных модификациях и вариантах. Самолёт строился по лицензии в Польше, Китае, Чехословакии. Состоял на вооружении 33 стран мира, поэтому широко использовался в вооруженных конфликтах 50-70-х годов. По некоторым данным, на конец 1978 года во всем мире эксплуатировалось свыше 4000 самолётов МиГ-17Ф и его модификаций.

Фото Зверева А.
Размах крыла 9,63 м
Длина 11,26 м
Высота 3,8 м
Площадь крыла 22,6 кв.м
Масса, кг
   - пустого 5340
   - взлетная нормальная 5340
   - взлетная максимальная 6070
Тип двигателя ТРД ВК-1А ОКБ В.Я.Климова
Тяга двигателя 2700 кгс
Максимальная скорость, км\ч
   - у земли 1100
   - на высоте 3000 м 1145
   - на высоте 10000 м 1071
Практическая дальность, км
   - на высоте 12 км без ПТБ с набором высоты 3 км на форсаже (без форсажа) 1160 (1240)
   - на высоте 12 км с 2 ПТБ с набором высоты 3 км на форсаже (без форсажа) 940 (2020)
   - на высоте 10000 м 1071
Практический потолок на форсаже (без форсажа), м 16600 (15100)
Экипаж 1 чел

Вооружение: МиГ-17 :

— одна пушка Н-37Д (40 патронов) и 2 пушки HP-23 (2х80 патронов). На двух балочных бомбодержателях Д4-50, смонтированных в профиле крыла, могут подвешиваться бомбы калибра 50—100 кг или ПТБ емкостью 400 л.

МиГ-17Ф :

— одна пушка Н-37Д, две пушки HP-23 на подкрыльевых узлах, четыре НАР класса "воздух — поверхность" ТРС-190 калибра 190 мм
— или две НАР АРС-212 (212 мм);
— или два блока НАР;
— или две бомбы калибра 50, 100 или 250 кг.

МиГ-17П :

— три пушки HP-23 по 100 патронов на каждую.

МиГ-17ПФУ :

— пушки отсутствуют. Применяются четыре УР К-5 (РС-2УС) на направляющих рельсах под крылом с радиолокационным наведением.

МиГ-17Р :

— две пушки HP-23 по 100 патронов каждая.




Неофициальный сайт выпускников АВВАКУЛ
© 2004-