1941-1945

По плану первый выпуск курсантов был намечен на 23 августа 1941 года, а школа уже 25 июля, то есть через месяц и четыре дня после начала войны, произвела первый пуск 227 лейтенантов, подготовленных на боевом самолете И-16.

В ноябре 1941 года из летно-технического состава и материальной части Армавирской ВАШП были сформированы и отправлены в действующую армию два боевых полка.

29 апреля 1942 года согласно приказа командующего ВВС СКВО в школе был сформирован полк из двух эскадрилий на самолетах Як-1. Полку была поставлена задача: не прекращая учебных полетов с курсантами, быть постоянно готовым к отражению налетов вражеской авиации.

8 мая 1942 года старшина Новгородский первым из летчиков Армавирской авиашколы подбил фашисткий самолет “Хейнкель-III”. В июне 1942 сформированы: один полк на Як-1, другой на Як-7. Весной и летом 1942 года школой было подготовлено и выпущено 782 летчика-истребителя, из них на Як-1 386 человек, на И-16 396.

В сентябре 1942 года АВАШП была перебазирована в Фергану, Учкуган, Андижан, Наманган. В 1943 году возобновилась летная подготовка на самолетах Як-1, Як-7б, УТИ-4, УТ-2. Несмотря на все сложности учебного процесса коллектив авиашколы В 1943 году сумел обучить на самолетах Як-7б и выпустить 384 летчика-истребителя. По итогам работы за 1943 год школа вышла в число ведущих школ ВВС страны.

В приказе заместителя Главнокомандующего ВВС Армии было отмечено: “Лучшими школами в 1943 году являлись Сталинградская, Армавирская, Кировская и Ворошиловградская военные авиационные школы пилотов”. Усилиями коллектива в 1944 году было подготовлено летчиков: на самолетах Як-7б и Як-9 934 человека, на УТ-2 937, а всего – 1871 человек. По итогам учебно-боевой подготовки за 1944 год Армавирская ВАШП заняла первое место.

1945 год – год завершающего разгрома германского фашизма и японсого милитаризма. Школа готовилась к переезду на прежнее место дислокации – в Армавир. Летной подготовкой на аэродромах Ферганской долины занимались только зимой и весной 1945 года. За это время было подготовлено летчиков-истребителей на самолете Як-9 53 человека, на переходном самолете УТ-2 обучен 461 курсант. 16 летчиков-выпускников Армавирской ВАШП за боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Советского Союза.

Вот их имена:
Грищенко Петр Лукьянович
Долгарев Павел Михайлович
Забырин Николай Владимирович
Иванов Василий Митрофанович
Кожушкин Николай Алексеевич
Костиков Федор михайлович
Кулагин Андрей Михайлович
Лобас Петр Калинкович
Логвиненко Алексей Павлович
Лусто Михаил Васильевич
Мерквиладзе Гарри Александрович
Меркулов Владимир Иванович
Олепир Алексей Иванович
Павловский Илья Михайлович
Пинчук Николай Григорьевич
Щеголев Владимир Георгиевич

Из этой общей группы Героев 13 летчиков-истребителей за годы войны лично и в Групповых боях сбили 317 самолетов противника. А четверо из них – Кулагин, Меркулов, Долгарев, Павловский – от 30 до 39 вражеских машин каждый.

Одной из высших форм героизма советских летчиков в боевой обстановке были наземные /огненные/ и воздушные тараны по врагу. Такие подвиги совершены девятью бывшими выпускниками школы. Наземный огненный таран произвел младший лейтенант Браилко Александр Степанович. Героями воздушных таранов стали: старший лейтенант Петров Федор Семенович, лейтенанты Пинчук Николай Григорьевич и Житков Михаил Федорович, младшие лейтенанты Полянский Ростислав Федорович, Гусев Владимир Петрович, Чевгун Дмитрий Феофанович, старшина Медведев Юрий Иванович и старший сержант Гомолко Борис Мефодьевич.

Воздушные тараны совершили так же 7 инструкторов и командиров звеньев авиашколы. Среди них убывшие на фронт старший лейтенант Макаров Сергей Петрович, лейтенанты Матвеев Александр Федорович, Бибин Нестер Афанасьевич и младший лейтенант Габулин Иван Михайлович. При боевых вылетах со школьных аэродромов совершили тараны лейтенант Диденко Василий Корнеевич, старшины Новгородский Евстафий Иванович и Бондаренко Иван Иванович. Родина высоко оценила ратные и трудовые подвиги личного состава школы. За боевые Отличия на фронте, за успехи в выполнении заданий командования по подготовке авиационных кадров удостоены награждения государственными орденами: в 1943 году 16 человек, В 1944 – 41, в 1945 – 129.

Использованная литература:
М.Тетенов. КРЫЛАТАЯ ЮНОСТЬ (Документальные очерки боевой истории Армавирского Высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков имени Главного маршала авиации П.С. Кутахова.) Издание училища – 1991 г.




Наш сайт стал призером межрегионального конкурса журналистского мастерства "Слава России" посвященного дням воинской славы Отечества.








Неофициальный сайт выпускников АВВАКУЛ