Начало

Северо-Кавказский военный округ. г. Армавир.

С 1937г. здесь работала парашютная школа и аэроклуб, а так же базировалась школа младших авиаспециалистов и резервный истребительный авиаполк ВВС СКВО. Начало функционирования “Школы летчиков-истребителей” было положено 1 декабря 1940 года.

Приказом N1 по школе было определено: «С 1 декабря 1940 года считать школу существующей. К исполнению должностных обязанностей приступили: начальник школы полковник Шубин К.И., помощник начальника школы по летной подготовке майор Голубев Г.Г., начальник штаба полковник Микулин Н.А., помощник начальника школы по материально-техническому обеспечению военный инженер 3-го ранга Володченко Е.И.

Комплектование учебного заведения летно-техническим и преподавательским составом велось за счет кадров Остафьевской, Батайской, Херсонской, Борисоглебской, Конотопской И других авиационных школ. Переменный состав, курсанты первого набора поступали Из Московского, Орловского, Брянского, Орджоникидзевского, Полтавского аэроклубов «Осоавиахима» и 214-й воздушно-десантной бригады. Для обучения подбирались юноши, прошедшие в 1939-1940 годах первоначальную летную подготовку на самолетах По-2 , имеющие возраст не старше 23 лет и образование не ниже семи классов средней школы. Первые самолеты /И-16, УТИ-4, УТ-2, По-2/ и необходимое аэродромное оборудование были получены из Армавирского резервного авиаполка и Борисоглебской авиашколы.

Январь 1941 г. Школе присвоено наименование «Армавирская военная авиационная школа пилотов» /АВАШП/. В ней были сформированы 4 эскадрильи. Командиры аэ: первой - капитан Камаргин Н.А., второй – старший лейтенант Шмаков В.С., третьей старший лейтенант Гаркуша И.А., четвертой – капитан Шипулин А.П. Работу политотдела возглавил полковой комиссар Бескинский П.Д., отдел учебно-летной подготовки /ОУЛП/ - майор Кин Д.К., инженерно-техническую службу – военный инженер 2-го ранга Языканов Д.Ф.

23 февраля 1941 года, в день 23-й годовщины Красной Армии, в торжественной обстановке были приведены к принятию военной присяги все курсанты, красноармейцы и младшие командиры, не принявшие ее ранее.

Приказом Народного Комиссара обороны СССР 23 февраля, этот общий армейский праздник, был определен одновременно и днем ежегодного юбилейного праздника школы.

Вот, как описывает свое вхождение в курсантскую жизнь один из первых воспитанников авиашколы Василий Сапьян : «Прибыл в Армавир в январе 1941 года. Школа тогда начиналась с «нуля»: казармы,учебные классы, штаб – все размещалось в малоприспособленных помещениях, удаленных друг от друга. Аэродром – ровная площадка на окраине города.
Но нам, 18-19-летним юношам, все приносило радость. Мы готовы были переносить любые трудности, чтобы скорее стать военными летчиками-истребителями. 23 февраля мы торжественно приняли военную присягу. Поклялись защищать Родину «мужественно,умело, с достоинством и честью». Нет, мы не могли даже подумать тогда, что ровно через четыре месяца начнется самая трудная для нашего народа война, что через полгода Родина действительно потребует от каждого из нас защищать ее «не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом».

Полеты курсантов первого курса начались в апреле 1941 года. Летная программа предусматривала самостоятельный налет каждого курсанта в обьеме 12 часов на самолете УТ-2 и 25 часов на самолетах УТИ-4 и И-16. Перед школой была поставлена задача в течении шести месяцев обучать и готовить для страны летчиков-истребителей.

Чтобы реально обеспечить выполнение государственного плана подготовки летных кадров вместо обычной двухотрядной структуры подразделений была избрана трехотрядная. В отряде было по 60 курсантов, в учебной группе по 5-6 и более человек. Полеты проводились посменно со стартовым временем в 12-14 часов. Это давало возможность более полно использовать инструкторский состав и начальный самолетный парк.

В мае из Конотопской авиашколы /бывшей Одесской/ в Армавир были передислоцированы три учебные эскадрильи со своим летно-техническим составом, курсантами и материальной частью /самолеты И-15бис, УТ-2, По-2/. В связи с этим Армавирская ВАШП была переведена на штат семиэскадрильный. Командиром пятой эскадрильи был утвержден капитан Перинга И.А., шестой – капитан Богданов А.Н., седьмой – капитан Зворыгин М.Н.

К июню 1941 года учебное заведение насчитывало уже более 1400 курсантов и около 290 самолетов типа И-16, И-15, УТИ-4, УТ-2, По-2. Однако самолетов было крайне недостаточно.

Серьезную трудность в организации учебного процесса представляла собой неразвитость аэродромной сети. По состоянию на 1 февраля 1941 года школа располагала лишь четырьмя аэродромами: Армавирским, Бароновским, Новокубанским, Советским. Переход на штат семи эскадрилий потребовал ускоренного создания дополнительной аэродромной сети.

Строили аэродромы собственными силами при отсутствии специализированной строительной техники. Большую помощь в создании аэродромов оказали местные партийные, советские и хозяйственные органы, предприятия, колхозы, местное население. Только в Армавире в расширении авиагородка и аэродрома ежедневно участвовало свыше двух тысяч горожан.

Это была подлинно народная стройка. За короткое время для обеспечения работы авиашколы были созданы 21 аэродромная площадка. Подразделения школы рассредоточились вокруг города в радиусе до 80 километров. Основными пунктами их размещения кроме Армавира были станицы Советская, Бесскорбная, Новоалексеевская, Константиновская, Курганская,Лабинская.

Использованная литература:
М.Тетенов. КРЫЛАТАЯ ЮНОСТЬ (Документальные очерки боевой истории Армавирского Высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков имени Главного маршала авиации П.С. Кутахова.) Издание училища – 1991 г.




Наш сайт стал призером межрегионального конкурса журналистского мастерства "Слава России" посвященного дням воинской славы Отечества.








Неофициальный сайт выпускников АВВАКУЛ