Интервью с директором музея.

- Анатолий Васильевич, очень приятно, что музей сохранен, музей действует. Очень приятно, что теперь мы будем работать вместе. Сайт создается. Можно сначала несколько слов о том, когда музей был создан и что происходит сейчас?
- Официально музей, как общедоступный, был открыт в 1976 году. Этому предшествовали многие годы собирательства. Сначала это был методический кабинет, затем комната боевой славы. Со временем, когда накопилось достаточное количество материала - было принято решение создать музей при Армавирском высшем военном авиационном училище летчиков. Первым начальником музея был Андронов Николай Степанович - ветеран училища, бывший преподаватель аэродинамики. Это человек, жизнь которого была связана с училищем с момента его появления с 1941 года.
Благодаря усилиям Николая Степановича удалось систематизировать все, что собиралось многие годы. Трудности были с помещением. Материалов накопилось много и возникла проблема - как все это разместить. Выделили нам 3-й этаж учебного корпуса. Общая площадь музея 360-370 кв. м. Что составляет четыре зала и фойе. В этих помещениях размещены материалы, рассказывающие об истории училища с момента его организации - с 1941 года. Причем в музее есть материалы, которые относятся к периоду начала формирования училища.
Уже тогда люди думали, что надо сохранять историю. И к большому счастью эти материалы сохранились, и они представлены в фондах музея.
Как общедоступным музей, повторюсь, стал в 1976 году. Раньше это было закрытое учреждение и его посещали только военнослужащие. Ясно, что это было связано с сохранением каких-то секретных данных. Много материалов было закрытого характера для тех времен. Когда было принято решение сделать музей доступным - посетителей музея значительно увеличилось. В среднем за год музей посещает 4000 - 4500 экскурсантов. Это школьники, студенты, рабочая молодежь, учащиеся ПТУ, ветераны и естественно военнослужащие - курсанты, офицеры, рядовой и сержантский состав.
Экскурсии проводим так, чтобы дать людям представление, что это за учебное заведение, какие задачи наше училище решает. Ну и конечно это рассказ об истории авиации, об истории училища, о его людях, о традициях и о всем , что связано с этим одним из старейших летных учебных заведений России, а на сегодня это самый старый ВУЗ, если считать по возрасту. Музей - это одна из достопримечательностей города. В советское время музей был включен, как объект городского туристического бюро. Все делегации и группы, которые посещали наш город - они обязательно посещали музей. Сейчас это происходит не так часто, и, тем не менее, те, кто приезжает в наш город организованным порядком - они обязательно посещают музей.
- В общем, музей живет?
- Музей живет. Музей ведет огромную военно-патриотическую работу по воспитанию молодежи. У нас тесные, достаточно тесные контакты с отделом администрации города по воспитанию молодежи и мы всегда им помогаем в этом. Особенно когда после развала СССР вопросы такого воспитания практически были сведены к нулю. Музей оставался центром, где такая работа не прекращалась ни на одну минуту. В этом деле нам здорово помогают наши выпускники разных лет. Благодаря им пополняются фонды музея. Это и личные вещи и фотографии и воспоминания и какие-то документы. Все, что связано с историей нашего ВУЗа и с людьми, которые здесь учились - оно находит отражение в новых поступлениях в виде тех экспозиций, которые представлены здесь, в залах нашего музея. Мы стараемся поддерживать связи с нашими ветеранами, именно с ветеранами первых выпусков, с теми, с кого начиналась история ВУЗа и, конечно же, в первую очередь это те, кто является гордостью и славой нашего училища. Можно назвать многих, десятки фамилий. К сожалению, живых участников Великой Отечественной войны тех, кто заканчивал 1, 2 и 3-й выпуски уже не так много. Из числа героев СССР, которые удостоены этого звания за годы войны, в живых осталось только двое. Из 16-ти.
- Вы можете назвать фамилии оставшихся героев?
- Да. Это Алексей Иванович Олипер и Кожушкин Николай Алексеевич.
Алексей Иванович живет в городе Ростове. Один из 16 выпускников Армавирской авиационной школы пилотов, который за подвиги, совершённые в ходе Великой Отечественной Войны был удостоен звания героя.
Когда училище отмечало 60 лет со дня своего основания, на территории училища был открыт небольшой мемориальный комплекс, на котором был установлен Вечный огонь и Алексей Иванович Олипер 23 февраля 2001 года зажигал Вечный огонь Славы на территории ВУЗа.
Поддерживаем мы связи и с нашими героями, которые были удостоены этого звания уже в послевоенный период. Это и летчики-космонавты, и большая группа лётчиков-испытателей, которые являются славой и гордостью нашего ВУЗа. Вместе с тем мы называем одним из первых человека, который признан в мировой авиации одним из самых выдающихся пилотов 20-го столетия - это Александр Васильевич Федотов, наш выпускник. Человек, имя которого вписано золотыми буквами в историю мировой авиации. Он неоднократно посещал музей. Здесь фотографии его, здесь большая экспозиция посвящена Александру Васильевичу Федотову. К сожалению, в 1984 году Александр Васильевич Федотов погиб при выполнении очередного испытательного полёта, но память об этом лётчике всегда будет храниться в сердцах тех, кто связан с авиацией потому что это действительно уникальная личность в нашей истории, в нашей отечественной авиации.
До 1998 года мы назывались: "Армавирское высшее авиационное Краснознамённое училище лётчиков ПВО", а в связи с объединением с Качинским училищем, стали называться Армавирским военным авиационным институтом. Это объединение произошло в 1998 году. На базе двух ВУЗов - Качинского и Армавирского - был создан Армавирский военный авиационный институт. В этом качестве он просуществовал не очень долго - 4 года, а в 2002 году в результате очередного этапа преобразований институт стал структурным подразделением Краснодарского военного авиационного института, а теперь в качестве учебного авиационного центра. Здесь проходят подготовку курсанты 4-5 курса, которые выполняют полёты уже на боевом самолёте.
- Анатолий Васильевич, извините, я опять хочу вернуться к музею. Вы сейчас показали мне такой обширный материал исторического плана, такие газеты. Вот как удалось это сохранить. Просто тоже подвиг своего рода.
- Вы знаете, я всё-таки отношу это за счёт высокого сознания тех людей, которые начинали это дело. У нас есть материалы, которые относятся к 30-м годам, к 40-м годам. Тут много уникальных вещей, которые сейчас, может быть, даже не в каждом музее найдутся. И это всё благодаря тому, что люди понимали, что живём мы не одним днём, что после нас придут кто-то, и эти кто-то будут интересоваться нашим прошлым. То, что сейчас собрано в музее, конечно, даёт возможность вернуться к самым истокам, посмотреть на работы тех, кто начинал формировать, кто начинал здесь обучение курсантов. История очень интересная, героическая история ВУЗа. Родилась эта школа буквально за полгода до начала ВОВ и, конечно, весь этот путь, если вот так вдуматься, насколько это было непросто - ведь школе отводили с момента организации (началась она формироваться согласно директивы 1940 года в начале января 1941-го, а первый выпуск обеспечить надо было через 6 месяцев после начала формирования школы. Первый выпуск состоялся 27 июля 1941-го и уже вот эти 226 первых выпускников буквально со школьной скамьи ушли на фронт. И материалы об этом сохранены в нашем музее. Они напоминают нынешнему поколению ребят, которые осваивают эту героическую профессию о подвигах старших поколений. Всегда, когда приходят сюда молодые курсанты, молодые ребята, которые только поступили, они с большой заинтересованностью знакомятся с этими материалами. Вот здесь, скажем, в этой папочке, есть список выпускников всех военных лет, начиная с 41-го года. Есть письма курсантов. Вот список, окончивших в 41-м году. Первый выпуск - 26 июля1941года. Это те, кто закончил школу в этот период. Выпуски проходили по мере окончания программы.Сначала 226 человек, а потом выпустить могли через 2 недели 20 лётчиков, потом 30, потом 50. По мере того, как курсант заканчивал программу обучения, группа формировалась, тут же приказ об окончании и направление в действующую армию. Есть интересный материал. Вот это письмо курсанта 41-го года Аксёнова. Настоящее подлинное письмо. Затёртый конвертик, написано карандашом. В каком состоянии оно, видите, сохранилось. Письмо это прислала нам из Москвы Рудковская Тамара Александровна. Она была невестой Аксёнова. А вот то, что осталось, так сказать, в семье у Рудковской, она передала в музей. Она распечатала те письма, которые он ей прислал. Это письма, которые он писал родным, домой. Вот он пишет тут про конскую колбасу, которую он в Армавире покупал, про хромовые сапоги, про то, что здесь ездят на телегах, на лошадях (а он сам москвич). Москвич попадаёт вот в такую обстановку и делится со своими близкими тем, как ему тут учится, как ему тут служится и т.д. К сожалению, погиб Аксёнов. Был награждён Орденом Красной Звезды и 17.10.1943 в воздушном бою курсант Аксёнов погиб. Вот газета, в которой Рудковская напечатала в "МК" свои воспоминания об этом.
В этом альбоме сосредоточены материалы, рассказывающие о первых шагах школы Армавирской, о первых героях. Тут и воспоминания, наградные листы, здесь очень много газетных материалов об Олипере Алексее Ивановиче.
Когда готовили экспозицию к 40-летию училища, мы постарались найти всех, кого только можно было. Всех-всех-всех. Через кадры Министерства Обороны, через архив Подольский. В общем, всё, что только можно было. Нашли мы практически, ну это 40-е годы, - это большинство из них ещё были живы. Многие из них откликнулись, прислали свои воспоминания. Большинство. Практически все живые герои Советского Союза все-все откликнулись и практически все приехали на встречу. Все, кто оставался живым, все приехали.
- Эту встречу вы старались проводить именно сообразуя с днём Рождения училища?
- Да, конечно. 23 февраля. Мы проводим встречи, отмечаем, собирая гостей через каждые 5 лет. Следующий выпуск в 2006 году. 2006ой год - это будет 65 лет со дня Рождения Армавирского училища.
Пётр Калинкович Лобас.... Нет уже в живых тоже его. Это вот времён войны газетные ксерокопии газетных материалов. А вот Иван Антонович Леонов...
Это действительно легендарная личность. Иван Антонович Леонов - это только в сказке можно такое встретить, что человек прожил такую необычную жизнь в авиации. Он, во-первых, уникальная личность, прежде всего потому, что это единственный в мире лётчик, который в годы войны воевал без руки. Больше нет таких ни у нас, ни в других государствах. Кто связан был с авиацией. Это уникально и не случайно его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса. 110 боевых вылетов, из них 52, уже, будучи безруким. Не было больше таких лётчиков. Первый раз мы встретились с Иваном Антоновичем Леоновым, когда отмечало училище 45 летний юбилей. До этого я проходил службу, а здесь боевой офицер в отставке занимался музеем. Это личность неординарная во многих отношениях, человек облает исключительным чувством юмора, человек, у которого отличная память, интеллект высочайший, несмотря на возраст. У него память прекрасная - он помнит десятки, сотни фамилий, и рассказчик необычный. Неслучайно всем, кому с ним приходилось общаться, буквально рты раскрывали, когда слушали рассказ этого легендарного лётчика. Очень коммуникабельный. Он входит в контакт буквально сразу. Чужой, посторонний человек - улыбка. Вечно, всегда он весёлый. Несмотря на жизнь, которую он прожил, казалось бы, совершенно не могла давать повода быть таким жизнелюбом, каким он оказывается на самом деле.
В 47-м году он был уволен, как инвалид из Вооруженных Сил. Пенсия 48 рублей, на руках молодая жена и 2-хлетняя девочка. Какое-то время после увольнения он проживает на Родине. Он сам на Брянщине родился. Ноговка - село есть такое. Уже его нет, оно где-то там под водой оказалось. Вернулись они на Брянщину со своей молодой супругой. На какое-то время его назначают директором детского дома. Дети-сироты, те, кто остался без родителей. Погибли родители на войне. Вот этих детишек самых слабых они брали домой со своей молодой супругой Ниной Васильевной. Вот этот ребёнок поживёт у них там день, два, три - начинает называть их "мама" и "папа". Ну раз "мама" и "папа", значит, давай забираем себе. Усыновили одного, второго, третьего, четвёртого, пятого. В общем, 3 девочки и 2 мальчика. А потом к своей собственной одной дочери ещё одна девочка родилась у них. И вот так семеро ребятишек: 5 чужих и 2 своих. Всех воспитали, всем дали образование. Сам он закончил сначала техникум, потом закончил институт заочно (уже после войны). Когда войну закончили, у него было звание старший лейтенант, 3 Ордена Боевого Красного Знамени, медаль за Отвагу и остальные военные медали. 3 "боевика" он имел, сбитых у него 6 фашистов. Несмотря на то, что безрукий, по молодости (он вообще активный человек по жизни) занимался мотоциклетным спортом, занимал призовые места с одной рукой, в шоссейных гонках на мотоциклах. Он до сих пор водит машину. Ему 81-й год . В 86-м или 87-м году в качестве второго пилота на Як-52 выполнял полёт с лётчиком в Туле. Живёт он в городе Тула. Называют его там Тульским Маресьевым. Знают его там хорошо. Он там член всяких ветеранских комитетов, организаций, входит в состав совета Героев Советского Союза. Там в Туле много героев Союза и Тула сама город-герой. Так, что в Туле его зовут Тульским Маресьевым, Ивана Антоновича.
Мы, конечно, были безмерно рады, т.к. те усилия, которые предпринимали до нас предшественники наши, пытаясь реализовать предложение о награде его Геройской звездой, ваязли в бюрократической рутине. А это действительно уникальный человек - истинный настоящий герой. Как можно себе представить человека, который без руки, садится в самолёт, выполняет полёт в условиях войны? Это просто действительно герой настоящий. Он когда оказался в госпитале (после ампутации в 43-м году, после сражения на Курской Дуге), почувствовал, что возвращается к жизни,а врачи не надеялись, что он выживет. После операции в районе Курска в полевых условиях самолетом его только через несколько суток отправили в госпиталь. Так вот, когда он почувствовал, что возвращается к жизни, он говорит: "Я себе поставил единственную и конечную цель - вернуться в боевой строй лётчиков, снова занять место в кабине боевого самолёта". И добился, кто бы мог подумать, что вот этот мальчик (ему в 43-м году было 20 лет) добьётся своего. Во-первых, его, когда закончилось лечение, после Елецкого госпиталя , комиссия госпитальная признала негодным и принято было решение комиссовать его. Он упросил членов комиссии не отправлять документы по месту призыва, а через своего лечащего врача добился встречи в главном штабе ВВС в Москве с работниками кадровых органов с тем, чтобы его оставили в кадрах. Юноша под 2 метра ростом, красавец, но пустой рукав за поясом ремня сразу давал основания вообще не вести речь о возвращении на лётную работу. Но он упросил кадровиков, его оставили в кадрах и направили в один из полков в качестве офицера наведения. К тому времени появились уже наши отечественные радиолокационные комплексы и Иван Антонович какое-то время занимался этой работой. Потом в один из дней прилетает в полк командующий 1- й воздушной армией генерал-полковник Громов , герой Советского Союза, знаменитый лётчик, наша гордость тоже, потому что с именем Громова связана целая эпоха в истории нашей отечественной авиации. Это один из самых талантливых лётчиков-испытателей, один из первых героев Советского Союза. И вот он обращается к нему: "Товарищ командующий, я хочу вернуться в семью лётчиков. Я лётчик" Он говорит: "Сынок, как же ты будешь? У тебя же руки нет" - "Вы только примите решение. Разрешите, а я потом докажу Вам, что я смогу с одной рукой летать" И вот Громов (у него есть книжка из серии военных мемуаров) об этом случае пишет и говорит: "Когда я увидел глаза этого юноши, я понял, что это человек, который добьётся поставленной цели" И вот он говорит: "Хорошо, раз ты такой настырный, я принимаю решение - дам распоряжение перевести тебя в Управление Первой воздушной армии в качестве лётчика на самолёт связи. Посмотрим, что у тебя получится" Приходит он в этот полк, на него все смотрят - лётчик назначен на должность, руки нет и протеза никакого нет. Ничего нет, он с одной рукой с правой. Ему говорят: "Вон там, в конце стоянки стоит ПО-2 старый, иди вон там сначала приведи его в порядок, а потом будем думать, будешь ты летать или нет" Приходит он с механиком, занимаются они там, приводят в порядок самолёт, восстанавливают всё, что там надо, а тут как же решить вопрос полётов - руки нет. Что-то надо думать. Залезли в кабину.
Начали думать. Может какие-то действия на ноги перенести, но как, если у тебя нет руки, а РУД у тебя слева? Как ты будешь управлять самолётом? В общем, проходит какое-то время, он падает духом, убеждается, что практически решить эту задачу нельзя. Вот они возвращаются со своим механиком, со стоянки идут на обед. Механик идёт справа от него, приобнял за левое плечо, где руки нет, и говорит: "Иван, что ты расстраиваешься? Ну, извини. Ну, не получится - Бог с ним, что ты?" А он говорит: "У меня на душе вот камень такой, что я готов был разодрать его на части" "Да пошёл ты" и как дёрнулся плечом и, говорит, будто меня молния какая-то ударила.. "Подожди, я ж могу что-то двигать, часть плеча осталась.. А если сюда приспособить что-то вместо руки, палку какую-то" И они тут же буквально возвращаются на стоянку, там начинают рисовать чертёж. Рождается вот этот самый протез. Закрепляется за левое плечо, типа накладки такой из дюрали, она пристёгивается к торсу с помощью резиновых ремешков. Закрепляется на шарнире подвижная тяга, которая с крючком идёт на ручку управления, на газ (как в то время называли Сектор Газа). И всё вот это движение в кабине самолёта, корпус влево, корпус вправо и за счёт этого рычага перемещалась ручка управления. До упора любое промежуточное положение. Они запустил самолёт- прорулил, развернулся на старт, взлетел, совершил полёт по кругу и сел. И сказали: "Всё, Иван. Скатертью дорога, как говорится. Вперёд. Летай" И вот 52 боевых вылета после этого возвращения в строй. И вот всё, кончилась служба, 3 боевых Ордена Красного Знамени, жена с девочкой, жизнь на гражданке. И вот то, что совершил он уже, так сказать, как гражданин, не менее важный подвиг, чем он совершил в годы войны. Не имея специальности, будучи инвалидом, в условиях послевоенного времени, он в течение недели срубил полудом-полуземлянку, даже на спор со строителями, которые рядом строили какое-то сооружение, он сказал, что я раньше, чем вы построю свой дом. И с помощью Нины Васильевны вот это всё одной рукой успел сделать. Очень волевой человек. Мы, когда установили связи с ним уже, задолго до того, как возник вопрос о присвоении ему звания Героя Советского Союза, он приезжал сюда на встречу с курсантами, он тут выступал очень часто. Есть у нас снимки того времени, где он с курсантами сфотографирован. И вот возникает такая идея: почему этот человек не отмечен самой высокой государственной наградой? Началось всё это в последние годы жизни нашего генерального секретаря Леонида Ильича, потом это был Михаил Сергеевич Горбачёв. Каждый раз мы получали отписку: уже за те подвиги никого не награждают, что вроде занимаетесь не тем, чем надо… Ну, и в конечном счёте, когда готовились к 50-летию победы, решили ещё раз попробовать - уже, может, вот в связи с этим хоть у кого-то там проснётся совесть посмотреть, что действительно человек заслуживает такой высокой награды. И мы собираем солидную пачку документов, такое обоснованное, толковое, солидное представление и направляем в адрес президента, в адрес Комитета ветеранов ВОВ и в адрес министра Обороны. И к большой радости нашей вот эта затея, наше, так сказать, предприятие, успешно реализованным оказалось. 16 января 1995 года президент России подписывает Указ о присвоении Ивану Антоновичу Леонову звание Героя РФ. И вы знаете, настолько я не ожидал, что это всё-таки реально осуществим мы эту затею и когда я услышал по одной из программ центрального телевидения (как раз говорили об этом факте), у меня просто волосы дыбом встали. Действительно, это событие. То, что это событие в его жизни - это несомненно, но это событие и для нас, потому что это наш воспитанник, это человек, который действительно прошёл вот это горнило. И вот 1996-й. Мы отмечаем 50 лет со дня основания училища. Встречаем мы старшего лейтенанта в отставке Ивана Антоновича Леонова со Звездой Героя России. Он приехал в форме. Форма новая, синяя, красивая. Он стройный, подтянутый. Беленький-беленький такой, жиденький хохолок седой. Ну, тут, конечно, радости не было предела. И поздравления, и слёзы.
Его вызывали в Москву в наградной отдел при президенте РФ и беседовали,действительно ли это так, как написано в представлении.Ему сказали, что благодаря документам, которые представило училище, будет решаться президентом вопрос о присвоении звания героя России.
И вот уже с 1995 года Иван Антонович Леонов почти девять лет Герой России.
И вот последнюю книгу я от него получил этим летом, открываю обложку - полковник Леонов..
Я ему пишу, - Иван Антонович, как это вы, со старшего лейтенанта в отставке и вдруг в полковниках? Он говорит, - Да, знаешь, там подсуетились ребята с ПВО - вышли с ходатайством на Министра Обороны. И, учитывая боевые заслуги, пришло звание полковника в запасе.
Я говорю, слава Богу , Иван Антонович, вам еще жить да жить! При этом еще ведь и существенная добавка к пенсии. А семья у него большая...
Правда, болеют они, к сожалению.... Я его в прошлом году приглашал, он после получения приглашения пишет: "Анатолий Васильевич, я душой в Армавире, но температура высокая была - не смог приехать.."
Мы с ним поддерживаем постоянный контакт. Он интересуется нашими делами, делами музея, делами училища.

-Анатолий Васильевич, спасибо Вам большое за все.Спасибо за сохранение этого бесценного музея для наших потомков.
-Знаете я что скажу. Вот начиная от всех, кто посещал музей, от самых высоких начальников - всегда давали высокую оценку музею.Неофициально музей считался одним из лучших музеев в войсках ПВО в свое время , теперь и в войсках ВВС и ПВО. Поэтому стараемся марку держать и не терять завоеванных музеем позиций. Думаем, что будет так дальше продолжаться,если, конечно, вообще не будет принято решение "зарезать" авиацию России.

-Анатолий Васильевич, времена меняются, появляются новые средства массовой информации мирового масштаба, и вот мы , по собственной инициативе в интернете создаем сайт. Материалы у Вашего музея уникальные. Еще раз спасибо вам за помощь и за интервью.
-Ваша инициатива - это очень своевременное дело, т.к время проходит.
Уходят живые люди, уходят свидетели.
И то, что открывается сайт - это великое дело. Надо насыщать и пополнять эти странички сайта.
Мы всегда найдем точку соприкосновения. Есть что дать в качестве материала для размещения на сайте. А это - пропаганда истории, пропаганда традиций, возможность широкому кругу людей познакомиться с одним из лучших ВУЗов России, потому что действительно на протяжении всего своего существования училище, начиная с Армавирской школы пилотов, считалось одним из лучших учебных заведений. И, не случайно, Армавир в свое время называли кузницей лётных кадров. Ведь основу кадрового состава войск противовоздушной обороны составляют выпускники Армавирского училища. Начина от Главкома ПВО, генерала Армии Прудникова Виктора Алексеевича и кончая теми, кто сегодня служит в центральном аппарате Министерства Обороны, Главном штабе ВВС и ПВО, кто командует Воздушными армиями и Корпусами, дивизиями и полками и кто летает в космос, кто несет боевое дежурство.
Так что я считаю это очень нужное, очень своевременное дело. И теперь нужно дать начинку этому сайту... Интернет - это ведь огромный круг людей, которые даже не знают, что есть такое учебное заведение существовало в СССР и России.
А теперь, кто-то так раз и заходит на сайт и пожалуйста, все , что надо, можно будет найти из истории училища, познакомиться с его традициями, с его героями, с его людьми. В общем очень хорошее дело.
Большое спасибо Вам и Сергею Владимировичу Кричевскому, потому-что мы бы это не потянули, ибо возможности наши ограничены до предела.
Скажу откровенно, что вот практически сейчас выйти на сайт училища у нас возможности нет, это надо только через город где-то, интернет - кафе или что-то...

г. Армавир, музей училища. 6 сентября 2004 года.
Интервью записано и обработано Валерием Шатровым
При использовании материалов ссылка на сайт www.avvakul.ru обязательна




Наш сайт стал призером межрегионального конкурса журналистского мастерства "Слава России" посвященного дням воинской славы Отечества.








Неофициальный сайт выпускников АВВАКУЛ